Россия увеличила объем нефтегазовых доходов в первом полугодии на 61,6% — до 6,777 триллиона рублей. По данным Минфина, за тот же период прошлого года было 4,193 триллиона. В июле доходы выросли уже на 16,4% — до 944 миллиардов рублей.
Эксперт финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков пояснил «Свободной Прессе»: если говорить про нефтегазовые доходы, то это все-таки преимущественно доходы от нефти, чем от газа. При этом газовая отрасль стабилизировала свою ситуацию, «по объемам мы растем».
«Во-первых, продолжается плановое увеличение объема поставок в Китай. Если в прошлом году было около 22 миллиардов кубов отгрузки по „Силе Сибири“, то в нынешнем должно быть около 30. Поставки в Узбекистан начались с октября 2023-го. Ну, и в Европу увеличение объема поставок трубопроводного газа идет фактически на полную мощность ежесуточно. „Турецкий поток“ тоже работает с полной загрузкой, потому что просто выгоднее брать по контрактам долгосрочным с „Газпромом“, чем на спотом рынке СПГ», — отметил собеседник издания.
Эксперт указал на то, что существенно нарастить объем поставок газа Россия уже не может, поскольку тогда нужно запустить какие-то другие газопроводы. А для этого необходимы политические решения, либо чтобы уцелевшую нитку «Северного потока-2» разрешили запустить, и она фактически удвоит нынешние поставки.
«Ну и, соответственно, больше 30 миллиардов кубов можно качать по газопроводу „Ямал-Европа“ через Польшу, но там взаимные претензии. Польша, по сути, национализировала долю „Газпрома“ в компании-операторе своего участка. Соответственно, Россия ввела санкции против всех дочерних структур „Газпрома“, которые у него отобрали в Европе», — уточнил Юшков.
При этом, конечно, основная масса увеличения денег в казну идет от нефти. Дело в том, что в 2023 год начался с новой волны перестроения рынков. Еще с 5 декабря 2022-го против РФ были введены два типа санкций. Это запрет на импорт российской нефти морским транспортом в Евросоюз и потолок цены. А с 5 февраля то же самое и на нефтепродукты.
«Мы ушли окончательно на азиатские рынки, прежде всего в Индию. Одновременно произошел всплеск токсичности по отношению к российской нефти, то есть никто не понимал, а как ее можно перевозить, а как за нее можно рассчитываться, а можно ли вообще покупать. И это привело к тому, что опять возросла скидка, где-то до 35 долларов за баррель. Соответственно, мы в начале 2023 года опять продавали довольно дешево. Там пару месяцев, по-моему, вообще меньше 60 долларов средняя цена российского сорта Urals была. Не потому, что мы соблюдали потолок цены, а просто нужно было занять новое место на азиатском рынке, то есть вытащить оттуда конкурентов, как-то покрыть риски перевозчиков и так далее. Но потом цена фактически весь год росла», — подчеркнул Юшков.
Сегодня, если сравнивать первое полугодие 2023 и 2024 годов, то контраст очень большой, потому что «год начали уже с высоких цен» — под 80 долларов и достигали 90 долларов за баррель. При этом объемы экспортировали примерно такие же. Отсюда и такая разница в доходах.
Ранее глава венгерского МИД Петер Сийярто ответил на заявления польских властей о сохранении сотрудничества Венгрии с Россией.