Кадр из фильма “Ручей, бегущий в горы”. Пресс-служба фестиваля
«Ручей, бегущий в горы» уже назван лучшим короткометражным фильмом на главном отечественном анимационном фестивале в Суздале. .Александр Храмцов работал художником-постановщиком на картинах «Ку! Кин-дза-дза» Георгия Данелии, «Нос, или Заговор «не таких» Андрея Хржановского, «Кощей. Похититель невест» Романа Артемьева, на сериалах «Маша и Медведь», «Оранжевая корова», франшизе «Белка и Стрелка». Он – главный художник анимационной премии «Икар».
Его режиссерский дебют состоялся в 1995 году, о чем многие уже забыли. Это была анимационная картина «Фердинанд VIII». Спустя годы Александр Храмцов снял «Ручей, бегущий в горы» по собственному сценарию, сам работал на нем как художник-постановщик при поддержке жены и художника Юлии Храмцовой, с которой вместе эмоционально и искренне представлял фильм в Выборге.
«Мы взрослые люди, – сказала Юлия Храмцова. – Наши дети выросли, стали самостоятельными, и теперь мы живем нашими собаками. Одна из них стала псом в «Ручье, бегущем в горы». Наши герои нарисованы на бумаге. Мы делаем кино о своих собаках, которых очень любим. Их можно увидеть не только в наших фильмах, но в книгах, которые Саша иллюстрирует. Наша Чапа – это Стрелка в «Белке и Стрелке».
«Наш фильм сделан в технике живого рисунка, на бумаге. Это ручная работа, – добавил Александр Храмцов. – Прообразом главного героя стал наш пес по кличке Миша».
Вместе с авторами мы попадаем в грузинскую деревню, расположенную высоко в горах. Туда приезжает на лето к бабушке девушка, привлекающая внимание местных мужчин. Когда-то она тоже жила в этой деревне, но потом уехала в город. Как рассказали Александр и Юлия, образ бабушки родился благодаря реальной пожилой женщине, которую они увидели на Курском вокзале в Москве. Она там сидела с ведром, а в нем находились две морские свинки Элоиз и Макс. И так почти всегда появляются на свет герои. К примеру, прообразом Толика из «Ку! Кин-дза-дзы» стал сам Александр Храмцов.
Пес Гора, который своего рода хранитель горной деревни, тоже влюбляется в приезжую девушку. А когда она возвращается в город, он отправится вслед за ней. Но город ему кажется враждебным, чужим. Он застроен безликими высотными домами, а между ними снуют люди и автомобили. Пес так растерян, что забывает в шуме и суете о том, зачем он сюда приехал. Спасением для него станет отара овец из его родной горной деревни.
Это очень нежная и непредсказуемая картина, стремительная и чувственная. Пожалуй, ничего лучше и не было в нынешнем выборгском конкурсе.
Спецприз получил 13-минутный фильм «Спать хочется», снятый известным режиссером Игорем Волошиным по собственному сценарию и по мотивам одноименного рассказа Чехова. Жюри его отметило «за убедительный образ всеобщего оцепенения».
Кадр из фильма “Спать хочется”. Пресс-служба фестиваля
Премьера «Спать хочется» состоялась на анимационном фестивале Animaze в Монреале в 2023 году. Игорь Волошин снимал его, как если бы это был игровой фильм.
13-летняя девочка Варька живет в доме сапожника. Она там и нянька, и по хозяйству помогает. Она и сама еще ребенок, а потому быстро устает. Ее единственное желание – поскорее уснуть. А как тут уснешь, когда младенец все время плачет, сколько его не укачивай. Девочка подобна рабыне, и это больше всего волновало режиссера. Плач младенца превращается в кошмар, и Варька сделает страшный выбор. Почему она такая бессердечная и жестокая? Такой ее сделали взрослые.
Тут все пребывают в полусне или глубоком сне. Жизнь стала как вата, как туман, в котором притупляются мысли и чувства. Роли озвучивали Ольга Симонова, Анна Михалкова, Ольга Лапшина, Федор Бондарчук, Максим Суханов, Михаил Евланов и сам Игорь Волошин. Он – актер по образованию, работал в театре, начинал с документального кино и уже в начале своей карьеры участвовал в крупнейшем документальном фестивале IDFA в Амстердаме. Игорь снял игровые картины «Я», «Бедуин», «Нирвана», «Медея», «Повелитель ветра», сериалы «Ольга», «Физрук». Пожалуй, нет другого режиссера, который бы так успешно освоил анимацию, неигровое и художественное кино.
Особого упоминания жюри удостоен 5-минутный «Дождь-подросток» Марии Савенковой «за легкое касание темы одиночества, за умение отпускать и жить на паузе чувств». Фильм также был отмечен как лучший дебют на фестивале в Суздале.
Кадр из фильма “Дождь-подросток”. Пресс-служба фестиваля
Однажды, находясь в своей холостяцкой квартире, взрослый и очень колоритный мужчина почувствовал сквозняк. В его голове пронеслись с ветерком яркие мгновения прошлой жизни. Запоминающаяся бытовая среда – на столе хлеб с маслом, яичница, мандарины, закипающий чайник – абсолютно живая, вибрирующая. Одинокий мужчина с мощным торсом и в черной майке переживает целую гамму чувств, и это трогательно и забавно показано.
7-минутный фильм «Не включайте свет» Алексея Игнатова также получил особое упоминание жюри «за безошибочное понимание синоптического языка детства». Он состоит из четырех крохотных новелл, основанных на стихах современных поэтов, и затрагивает тему взаимоотношений детей и их родителей. Вот ребенок читает собственные стихи со сцены на детском празднике. Они странные и совсем не детские по смыслу. Перепуганные родители быстро уводят свое чадо со сцены, не дав дочитать до конца его вирши. А вот женщина в метро – молодая и красивая. «Маму зовут Оля» – сообщается зрителю. Эта милая дама способна нанести ребенку травму. А мир вокруг такой волшебный. Вдруг появится в самый неожиданный момент красавец конь, возникнут сказочные образы во вполне реальной жизни. В анимации возможно любое чудо. Были фильмы, где оживали иконы и боги становились похожими на космонавтов, а ухажер матери становился в воображении ребенка волком.
Кадр из фильма “Не включайте свет”. Пресс-служба фестиваля