Российские чиновники разродились очередным абсурдным документом, который уже в самое ближайшее время они собираются принять — Минпромторг представил концепцию нацпроекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности». Потратить на него хотят аж 6,67 трлн рублей, на выходе предполагаются какие-то фантастические цифры выпуска самолётов, автомобилей, пароходов и паровозов. Судя по всему, понимания того, что такое мобильность, зачем таковая нужна и как её достичь, в головах министерских деятелей нет в принципе.
К 2030 году у нас будет построено 721 судна, 1759 воздушных гражданских самолётов и вертолётов, 758 720 электрокаров и гибридов, а отечественные автомобили займут минимум 81% российского авторынка. Учитывая ситуацию в автопроме, в авиапроме и судостроении, данные показатели попахивают откровенной фантазией. Но дело даже не в них.
Нацпроект буквально копирует анекдот хрущевских времен: «…а к 1975 году в каждой семье будет вертолет! — А зачем вертолет? — Ну как зачем? Узнал, что в Калуге колбасу дают — фр-р, и ты уже там!» Все перевернуто с ног на голову.
«Низкая мобильность на рынке труда в России становится проблемой, она может быть одним из сдерживающих факторов структурной перестройки экономики. Для преодоления негативных эффектов необходима активная политика по повышению отраслевой и региональной мобильности», — ещё в апреле 2023 года об этом писали аналитики Центробанка.
И дело не столько в транспортных средствах, это как раз вторичный фактор, хотя он тоже играет важную роль.
«Чтобы мобильность была высокой, нужен другой рынок труда. Люди, которые приезжают к новому месту работы, должны иметь возможность за счёт своей заработной платы решать свои задачи. Купить жилье, создать какую-то базу. На данный момент чаще всего уровень заработной платы не компенсирует человеку переезд к новому месту работы. Существующие программы поддержки граждан, которые переезжают к новому месту работы, неэффективны в силу этих причин», — объясняет профессор Финансового университета Александр Сафонов.
Причём ситуация тут стабильно ухудшается — реальные располагаемые доходы граждан стремительно падают, а цены на всё, наоборот, растут. На транспорт, собственно, тоже. Авиакомпании поднимают цены на билеты, в РЖД вообще окончательно потеряли совесть, а цены на платные автомагистрали уходят ввысь. При этом зарплаты если и растут, то очень незначительно — переезд в другой город или регион просто не окупить. Более того, зачастую денег не хватит даже на билеты.
«Численность россиян, работающих за пределами своего родного региона, в прошлом году уменьшилась относительно 2021-го на 7,4%, или на 210 тысяч. Всего в 2022-м ради работы переехало 2,6 млн человек. Ниже показатель был только семь лет назад, в 2015-м, во время валютного кризиса — тогда он составлял 2,4 млн», — говорится в исследовании аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
Народ в регионах сидит без работы или получает гроши, 70% граждан РФ имеют зарплату до 25 тысяч рублей, Центробанк публикует приметно те же цифры. А в столице и крупных городах даже курьерам из числа «понаехавших» платят до 200 тысяч рублей в месяц — если верить вакансиям на «работных» сайтах.
Собственно, с решения этой проблемы и стоило начинать — обеспечить любому гражданину РФ возможность трудиться там, где его услуги востребованы. Причём сделать сие несложно, нужно всего лишь проявить волю и заставить государственные компании заниматься своими прямыми обязанностями.
То есть не драть с народа три шкуры, а предоставлять людям услуги по их себестоимости. А то и ниже неё — для решения задач стратегического характера.
Недорогие железнодорожные билеты и доступные цены на авиаперелёты — с этого стоило бы начинать программу «транспортной мобильности». Вроде как РЖД — госкомпания, «Аэрофлот» тоже, поэтому тут всё в руках чиновников. Нужно всего лишь дать команду и проследить за тем, чтобы она выполнялась. С соответствующими карами за ослушание. И с бюджетными компенсациями, если необходимость таковых будет обоснована. Дело-то государственной важности.
Миллионы никому не нужных квартир, которые застройщики пытаются продать по космическим ценам, можно преобразовать в государственный жилищный фонд с фиксированными ставками аренды. Невысокими. Причём тратить на это большие бюджетные деньги не придётся, большинство владельцев компаний строительной отрасли точно согласится расстаться со своими активами за очень скромные денежки — иначе можно не получить вообще ничего.
Ряд регионов уже давно ввели «запреты на профессии» для мигрантов, данная практика вовсю расширяется. Однако при этом чиновники торгуют направо и налево российским гражданством, и данный процесс, по сути, полностью вышел из-под контроля. Или же, наоборот, всё идёт по плану — убийства российской экономики. Всё как-то очень мрачно.
Нужна политика по защите коренного населения России, требуется перераспределение ресурсов и благ в пользу простого народа, и не более того. А всевозможные «нацпроекты» — не более чем имитация реальной деятельности и подготовка механизмов осваивания бюджетного финансирования. Что ни для кого не секрет. Очень симптоматично, что в последнее время постоянно слышны призывы «доверяйте официальным источникам». К чему бы это?
Наверное к тому, что уже не доверяют. Совсем. И ничем хорошим это не кончится.