Кассеты Усов разрисовывал вручную. Фото предоставлено пресс-службой Вознесенского
Выставка занимает три зала на первом этаже Центра Вознесенского. Прежде всего вся выставка построена на ярких, ироничных и иногда переходящих в сарказм образах. Но за этим юмором всегда стоит смысл. А за «фантастическими тварями» скрыты люди. Возможно, даже за крысой в форме моряка с работы «Сомнения капитана»… Образы из песен Усова позволяют «собрать» целый метафорический зоопарк, который можно украсить «незабудками классовой борьбы»: здесь есть и «ежиха-форсиха», и «мотылек-птеродактиль», и «мама для мамонтенка». Графика и коллажи Усова продолжают и развивают эти образы и помогают увидеть их в действии. Герои рисунков как будто сошли с подпольных кассет девяностых годов.
Почти все экспонаты — из архивов вдовы Бориса Усова и его окружения. Частные коллекции рисунков и коллажей музыканта в таком объеме выставляются впервые. В первом зале показывают графическое наследие музыканта, во втором Усов предстает как художник-коллажист, а в третьем — как музыкант и, наверное, человек со своими, порой неожиданными для «панка», увлечениями.
Источники вдохновения музыканта — расписанные вручную кассеты The Fall, Dr Alban, Дэвида Боуи — соседствуют с книгами Марка Твена и сказками народов Бирмы. В Институте стран Азии и Африки МГУ он изучал как раз бирманское направление.
Культурология здесь соседствует с «коньковской» географией: для фанатов андеграунд-культуры составили «карту» района глазами «Соломенных Енотов». Фотографии для сносок предоставила гитаристка и вокалистка группы Арина Строганова.
Еще о неожиданных увлечениях: Борис Усов, например, очень любил Болливуд — был ведущим автором журнала «Мир индийского кино», а рецензии на западные новинки проката публиковал в газете «Завтра». Из индийского кино в лирику и графику Усова пришла тяга к простому, по-схематичному черно-белому мироощущению, в котором сразу понятно, кто хороший, а кто плохой. Слушатели «Соломенных Енотов» говорят, что спокойное и неказистое лоу-фай звучание песен обладает терапевтическим эффектом. Сам Усов в одном из интервью подчеркивал, что для него важен не только узнаваемый аудиостиль, но и возникающая в текстах песен тревожность, которая вызвана тем, что стороны конфликта понятны, но непонятно, что с ними теперь делать. В коллажах с вырезками из американских и индийских журналов слова стали частью визуального искусства, но не потеряли своей остроты и актуальности.
Для коллажей Усова отвели целый зал. Фото предоставлено пресс-службой Вознесенского
В третьем зале также разметили усовские фанзины — авторские любительские журналы. Интерес к самиздату Борис начал проявлять, еще когда учился в МГУ им. Ломоносова. Тогда, по словам Максима Парфенчикова, он задумал свой первый фанзин «ШумелаЪ мышь». Там публиковались как околофэнтезийные рассказы о «мужиках и зверях», так и серьезные репортажи об изнанке девяностых. Благодаря этому журналу он попал в мир постсоветской андеграунд-журналистики и обрел первую популярность. Потом появилась «Связь времен»: с обложки номера взирает Ахматова, подпись — PUNK NOT DEAD. Сложно не согласиться.
А название третьего фанзина, вдохновленное дягилевским «Миром искусства», вынесли в название проекта. От первой и единственной прижизненной выставки Усова «в наследство» Центру Вознесенского остался логотип — фантастическое чудовище.
Надо сказать, что для Центра Вознесенского этот проект — первый опыт погружения в «пограничные состояния поэзии». Дмитрий Хворостов, художник и куратор выставочной программы, рассказывает: «Заглавный герой нашего Центра Андрей Вознесенский находился в таком положении, когда поэзия была в центре культуры. Она собирала стадионы, поэт был как поп-артист в Штатах в свое время, как абсолютная звезда и “паровоз” культуры. Но со временем эта популярность прошла, поэзия начала терять свой статус. Частично ее заменила визуальная культура, которая как будто встала в этот центр. Но поэзии свойственно находить самые разнообразные территории, в которых она могла бы расцветать: это и музыка, это и философия, где поэтические образы и метафоры могут реализовываться. Эти “пограничные” формы бытования поэзии нас интересуют. Выставка Бориса Усова – это, пожалуй, одна из таких ярких ситуаций, в которых мы сталкиваемся с поэзией не напрямую, а либо через визуальную культуру, рисунок, изображение, либо через музыку, через тексты и песни».