Хоакин Феникс и Леди Гага в фильме «Джокер: Безумие на двоих». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Ни о какой дилогии тогда не было и речи, но невероятный успех картины во всем мире сподвиг авторов на продолжение, обернувшееся развенчанием главного героя. Тодд Филлипс словно бы решил оправдаться за то, что явил миру воплощение вселенского зла, вызвавшее сочувствие, и опроверг его величие. В Венеции режиссер заявил, что третьей части не будет.
Начинается и заканчивается «Джокер: Безумие на двоих» анимационными заставками знаменитого французского мастера Сильвена Шомэ, известного по анимационным шедеврам «Трио из Бельвилля» и «Иллюзионист». Но стилизованы они в духе «Тома и Джерри» и других хитов «Уорнер Бразерс». Анимационные вставки должны ввести зрителя в суть предыдущих событий, но тем, кто не видел первого «Джокера», все-таки многое не понять.
В главной роли по-прежнему изможденный и тощий Хоакин Феникс, ради первого «Джокера» когда-то сбросивший, по разным сведениям, то ли 24, то ли 30 кг. Он и теперь в той же весовой категории – кожа и кости, хотя на звездной дорожке актер произвел впечатление пышущего здоровьем человека.
Прошло два года с предыдущих событий, свидетелями которых мы стали в первом фильме. Несчастный психопат и стендап-комик Артур Флек, убивший пятерых, находится в психиатрической лечебнице Аркхем для особо опасных пациентов.
В клинике он местная знаменитость. Его знает каждый охранник. Его презирают, но берут у него автографы, требуют все новых шуток… Одного из охранников сыграл блистательный актер Брендан Глисон, который тоже, как и многие здесь, запел.
Это не «Джокер», а какие-то «Шербурские зонтики». Уже в первых и очень эффектных кадрах Флека выводят на прогулку в сопровождении четверых охранников. Камера сверху наблюдает за этим скорбным и шутовским шествием. Охрана идет под красными зонтиками, образуя квадрат, тюремную свиту, а в центре без зонта фиглярствует герой Феникса.
Хоакин Феникс и Леди Гага в фильме «Джокер: Безумие на двоих». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
На протяжении всего фильма мы наблюдаем за ним только в лечебнице и в суде, который транслируется на весь мир. Это его реальная жизнь, а мечты уносят его в царство волшебного мюзикла, где он выходит на сцену вместе с женщиной, которая поет.
С Ли он познакомится в лечебнице. Ее сыграла Леди Гага. Ее героиня такая же безумная, как и Артур. Она спалила дом своих родных. Флека она за муки полюбила задолго до знакомства с ним, увидев фильм, который о нем снят. Да и зло привлекательно.
Сопродюсером первого «Джокера» был Брэджли Купер, с которым Леди Гага снималась в его картине «Звезда родилась», и там такая мощная искра была между героями! Но ни о какой страсти между персонажами Феникса и Леди Гаги здесь и говорить не приходится. Ее просто нет.
На звездной дорожке Леди Гага появилась в готическом черном платье с кринолином и шляпе с рожками, доставив публике истинное удовольствие, чего не скажешь о ее работе в кадре. Больших драматических способностей у нее все-таки нет, набор актерских средств скуден. А режиссер не дал ей и минимума того, чтобы она как-то могла проявить себя. Такое ощущение, что понадобилась популярность Леди Гаги, ее эпатаж, которым она искусно владеет. Казалось, что этого достаточно, чтобы новый «Джокер» был не мертв, а жив. В результате получился концерт в честь самой себя на фоне Хоакина Феникса.
Жалкий и поруганный человек в первой части брал реванш за все унижения и трансформировался из изгоя в исчадие ада. Теперь он герой дня, дает интервью популярному журналисту Пэдди Мейерсу, который в восторге от собственной значимости. Но Артур быстро разрушит его рафинированный мир. В прямом эфире и на суде он тоже будет петь.
Помощник прокурора считает, что Артур достоин электрического стула. Адвокат настаивает на раздвоении личности подзащитного, на том, что его поступками управляет Джокер. Значит Артур Флек достоин снисхождения. Но нам уже все равно, какой будет судьба этого Никто, каким он получился в сиквеле. Режиссер его умертвил сам.
Получая за «Джокера «Оскар», Хоакин Феникс говорил о важности замолвить слово за тех, кто лишен возможности защитить себя сам. Но джинн давно вышел из кувшина.
«Джокер» принес «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую музыку и исландской виолончелистке и композитору Хильдур Гуднадоттир, которая также известна как автор музыки к сериалу «Чернобыль». В этот раз она сделала аранжировку знаменитых американских хитов, которые и исполнили герои. Все составляющие были прекрасны, но получилось нечто, чего, возможно, лучше было избежать вторым вхождением в одну воду.