Русудан Глурджидзе на премьере своего фильма.
«Антиквариат» – история о человеческих взаимоотношениях, актуальных в любые времена, и это главное в нем, а также о депортации граждан Грузии из России в 2006 году после дипломатического шпионского скандала. Но причины происходящего в фильме не объясняются. Показаны лишь массовые облавы, как схваченных на улицах людей, многие из которых давно уже живут в России, загружают в грузовой самолет и отправляют на родину.
Мировая премьера была намечена на 28 августа. Однако после возникшего конфликта с сопродюсерами (изначально упоминались представители Хорватии и Кипра, которым были переданы права продюсера из России) и соответствующего постановления суда Венеции о приостановке показа дирекция фестиваля проделала большую работу по защите собственной репутации. В результате было получено право на единственный фестивальный показ на Лидо 6 сентября. Какой будет дальнейшая жизнь фильма, пока непонятно.
Ему предшествовала 20-минутная преамбула. К микрофону вышли представители фестиваля, в частности дирекции программы «Дни Венеции», и еще раз изложили суть произошедшего, подчеркнув важность участия картины в Венецианском кинофестивале. Теперь упоминался лишь российский истец и продюсер, имя которого не называлось. По всей видимости, речь шла о Надежде Горшковой, с которой и связывалась отсрочка премьеры. Надежда Горшкова была продюсером и предыдущей картины Русудан Глурджидзе «Чужой дом» 2016 года о трагических событиях в Абхазии, где одну из главных ролей сыграла Ольга Дыховичная.
К микрофону вышла и Русудан Глурджидзе. Преодолеть скорбную интонацию и снять накопившееся напряжение ей помогла выбежавшая к микрофону маленькая грузинская девочка, вероятно, дочка режиссера, попытавшаяся вырвать микрофон, затем забравшаяся на сцену. Она подошла к экрану, так что некоторые испугались, что ребенок его проткнет пальцем и никакого показа не будет.
Еще 5 сентября на фестивале организовали незапланированную пресс-конференцию, на которой Русудан Глурджидзе сказала, что то, что происходит вокруг ее фильма, – акт политической цензуры. Из-за переноса премьеры часть съемочной группы не смола на ней присутствовать.
Сценарист «Антиквариата» Олег Негин прежде работал с Андреем Звягинцевым на картинах «Левиафан», «Елена», «Нелюбовь», «Изгнание». Нынешний сценарий был продан производителям, после чего он, очевидно, подвергся некоторым изменениям. Во всяком случае Негин снял свое имя из титров, как говорят, из-за проблем с грузинскими продюсерами. Все очень туманно и, возможно, связано с тем, что в картине, которая была закончена еще в 2022 году, появилось кое-что новое. Например, закадровые выступления президента России, который излагает свою точку зрения на историю взаимоотношений Абхазии, Грузии и России, а затем звучит фрагмент его выступления относительно тех, кто пытается угрожать России. Ничего подобного в сценарии и быть не могло, поскольку он был написан давно.
Картина снята в Санкт-Петербурге и частично на Военно-Грузинской дороге, ведущей к пропускному пункту Верхний Ларс на границе с Северной Осетией. По сюжету из Грузии в Санкт Петербург осуществляется доставка антикварной мебели. Молодой грузин Ладо занимается ее поставками. Он принадлежит к тому поколению, которое уже не знает русского языка, и предпочитает говорить на английском.
Его соотечественница Медея решила окончательно перебраться в Петербург. Она работает на антикварном складе, принадлежащем некой Манане, которую мы так и не увидим. Она вещает словно с небес, раздавая указания своим сотрудникам. Медея заключает договор с риэлтерской фирмой (ее представительницу ярко и колоритно сыграла Марианна Шульц) о приобретении за очень скромную сумму квартиры в старинном питерском доме, где проживает пожилой человек. Дом этот находится за Мариинским театром. А герой, как это часто бывает в кино, идет к нему совсем другой дорогой через мост на фоне крейсера «Аврора».
Старика сыграл великолепный Сергей Дрейден, напомнивший всеми забытого чеховского Фирса, у которого есть свой многоуважаемый шкаф. Теперь в нем хранятся никому не нужные альбомы с фотографиями предков. А когда-то там прятался от родителей его сын Петр, с которым старик совсем не общается и даже лишил его наследства. Именно этот шкаф спасет Медею во время облавы. Она спрячется в него, как когда-то делал Петр, и ее не заметят и не депортируют на родину.
Медею очень нежно сыграла грузинская актриса Саломе Демурия, респектабельного Петра – Владимир Вдовиченков. Его герой, по всей видимости, одинок, и он проявляет знаки внимания к Медее, с которой знакомится в доме отца. А оказался он там после того, как нашел в снегу фото своей бабушки рядом с барахолкой. И тут происходит уж совсем странная история совпадений. К Медее наведывается молодой Ладо. Оставшись в квартире один, он начнет заглядывать в чужие шкафы, сломает иглу от проигрывателя старика, зачем-то прихватит с собой старую фотографию, а потом выронит ее во время облавы на барахолке. И тут как рояль в кустах появится Петр. Он подберет фотографию и со словами «Зачем ты бабушку продал?» придет к отцу, с которым почти не общается. О сделке с квартирой, прав на которую Петр лишен, он ничего не знает.
Завершится все очень печально. Старик потеряет разум и зайдет в чужой дом, окажется в полиции и вскоре умрет в собственной постели. Кем он был прежде, останется тайной. Медея предполагает, что разведчиком. Провожать в последний путь придет его только Петр, а потом и Медея. Что будет с ними, тоже неизвестно. Зима пройдет. Настанет лето, и Медея отправится в поездку по городу на велосипеде с корзинкой. Именно таким образом и тоже с корзинкой перемещался по Петербургу Сергей Дрейден, и многие его запомнили именно таким.