Делегация Международного валютного фонда решила посетить Россию после нескольких лет полного её игнорирования. Официальный повод: оценить состояние нашей экономики за последние годы — то есть, со времени предыдущего визита.
Предполагается, что свою работу миссия фонда начнет 16 сентября. Сначала в режиме онлайн. Потом продолжит её визитом в РФ, чтобы пообщаться «вживую» с российскими официальными лицами. Встречи, согласно плану, продлятся как минимум до 1 октября. Это будет первая зарубежная финансовая организация, направившая официальную миссию в Москву с начала СВО.
Известно, что в первопрестольной консультации возглавит аргентинский экономист Жак Миньян. Намерено «подкинули» его нам валютные миссионеры или другого просто не нашлось в данный момент под рукой, можно только гадать.
Интрига в том, что, добросовестно выполняя много лет подряд указания МВФ, эта большая латиноамериканская, бывшая небедной страна, скатилась в глубокую долговую яму со всеми отсюда вытекающими, включая обнищание населения. Как задаются теперь вопросом российские острословы, «экономист Миньян хочет повторить опыт своей страны в России?».
Едут к нам делегаты финансовой организации главным образом затем, чтобы понять, как обложенная несусветным количеством санкций Россия, не только устояла за минувшие 2,5 года после начала конфликта на Украине, не позволив «гегемону» с сателлитами «разорвать себя в клочья», но умудряется ещё и укреплять свою экономику.
Отечественные власти готовы принять делегацию. Центробанк во главе с Эльвирой Набиуллиной, как сообщается, уже подготовил оптимистичный рапорт, в котором нынешнее замедление в нашей промышленности объясняется не блокированием кредитования, а ограничениями нефтедобычи по условиям ОПЕК+.
У экспертов, однако, и сам факт визита в Российскую Федерацию представителя глобалистской структуры, и реакция на это вызывает неоднозначную реакцию. Не из-за того ли оживился вдруг Международный валютный фонд, пять лет в упор не замечавший РФ, чтобы, получив данные об успешном преодолении нами «жестких мер», её больше закрутить гайки? Да и вообще, что нам с этого МВФ — как еще недавно с ВТО: один плюс на каждых три минуса?
— Сложно представить, каким образом может выстраиваться сотрудничество между Кремлем и международными институциями, в том числе, МВФ.
Тем не менее, Россия по-прежнему в составе валютного фонда. И, как участник, выплачивает ежегодные взносы, немаленькие: 11,7 миллионов долларов! — ответил «СП» финансовый аналитик, кандидат экономических наук Константин Селянин. — У России есть обязательства перед МВФ. Они небольшие: внешний долг РФ один из самых низких в мире по отношению к величине экономики. Но все-таки — долг.
О чем будет идти разговор? Думаю, о том, каким образом в нынешних условиях будут обслуживаться Россией её обязательства. В старом режиме? Каком-то ином? Это в общем-то неплохо. Какие бы там санкции ни были, а Россия с карты Земли из-за них не исчезнет. У неё есть собственная гордость, принципы, компетентное правительство — это, во-первых. Во-вторых, хоть какие-то контакты между недружественными странами всегда лучше любой конфронтации. И то, что МВФ приезжает, а мы их пускаем на нашу территорию, новость хорошая.
Может, конечно, зайти обсуждение и о чем-то более глубоком. Хотя надежд на это, откровенно говоря, мало.
«СП»: А нужны вообще нам все эти МВФ, ВТО, ВОЗ, ОБСЕ и множество других? Какой нам от них толк?
— Влияние международных организаций в последние пару десятилетий сильно поблекло. Если сравнить, скажем, ВТО 25-летней давности и сейчас, то это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Да, РФ 17 лет добивалась членства. А когда, наконец, вступила, выяснилось, что ВТОшные принципы там мало уже кем соблюдаются. Была мощная, могла что-то запретить. И, наоборот, организовать, наладить, повлиять. А теперь допускает санкции, которые, согласно её же правилам, недопустимы, противореча свободе торговли.
То есть, большинство международных институтов, к сожалению, уже не работает. Это касается и ООН, которая в свое время предотвращала конфликты. Кто ныне с ней считается в том же украинском конфликте?..
С другой стороны, это не означает, что такие институты не нужны. Со временем, я уверен, они вернут свой авторитет, доказав, что договариваться всегда лучше, чем вести конфронтацию.
«СП»: Некоторые ваши коллеги-экономисты считают, что МВФ в некотором роде «чисто философская контора»: дает советы, печатает аналитические буклеты…
— Её задача — восстановление и развитие стран. В том числе, за счет выделения долгосрочных и, скажем так, недорогих кредитов.
В 1990-е во многом благодаря МВФ спаслась от коллапса наша Россия! Зависимость от кредитов была у нас тогда очень высокой.
Да, сейчас эффективность работы Международного валютного фонда заметно снизилась. Но говорить, что они там только «что-то советуют» неправильно. Дело тут в другом. В том, что их советы нивелируются политической волей властей отдельных стран. К сожалению!
«СП»: Ещё одно конспирологическое предположение: едут миссионеры в Россию, чтобы наладить контакты с представителями нашего либерального блока и с их помощью начать активнее сдерживать русскую экономику.
— Эти разговоры, извините, в пользу бедных. Не МВФ вводил антироссийские санкции. Не его это функция.
И повлиять на власти других стран, которые разрабатывают рестрикции, тоже не может. США и ЕС накладывают запреты совсем по другим соображениям. Мнение МВФ их мало интересует.
Свое мнение у Александра Ходачека, вице-президента Петербургского филиала Высшей школы экономики.
— Визит в Москву представителей МВФ спровоцирован, на мой взгляд, развитием системы альтернативных платежей между некоторыми странами, — считает Александр Михайлович. — Поэтому фонд, прежде чем делать прогнозы роста нашей экономики, хочет, видимо, посмотреть, что у нас в реальности происходит. Не факт, что им всё покажут с учетом текущей обстановки в мире, но тем не менее.
«СП»: Разве не для того их к нам засылают, чтобы нашли новый ключ к ужесточению санкций?
— Вряд ли мы будем «рассыпаться» перед ними в любезностях и откровенностях. С трепетом слушать наставления. Нет уже, по счастью, тех печально знаменитых ельцинских советников, которые сидели в минфине, минэкономики, и настойчиво рекомендовали властям так называемые реформы.
Сегодня МВФ ничего не дает России. Разве что мы присматриваемся к оценкам его экспертов. Они выпускают довольно интересные сборники с исследованиями экономик разных стран. Правда, с опозданием на два года, но все равно полезно сопоставить со своими рейтингами.