Резервы энергетики, созданные во времена СССР, исчерпаны, а на модернизацию средств не хватает. Основная причина — недофинансирование обновления оборудования и поддержания его в нормативном состоянии.
Об этом заявил на ВЭФ министр энергетики Сергей Цивилев. Почему так произошло?
— Абсолютное большинство объектов крупной генерации современной России — это советское наследие, по сути — «отголоски» ГОЭРЛО времен Владимира Ленина, — считает член экспертного совета при Российском газовом обществе Павел Марышев. — Очевидной проблемой является высокий моральный износ оборудования. Это, к слову, касается и электросетевого комплекса, который обновляется недостаточно быстрыми темпами.
В преддверии зимы такие заявления особенно настораживают. Дело, видимо, зашло слишком далеко, потому что, по словам профильного министра, энергосистема Дальнего Востока входит в осенне-зимний период без необходимого резерва генерирующих мощностей, в том числе из-за переноса капремонта ряда теплоэлектростанций. В связи с этим министерство отнесло Дальневосточный федеральный округ (ДФО) к регионам с высокими рисками в электроэнергетике.
Это звучит особенно тревожно на фоне того, что треть жителей региона могут в ближайшее время покинуть его и перебраться ближе к столицам. Так или иначе, тенденция к сокращению численности славянского населения Дальневосточного федерального округа остается.
Но проблемы есть и в других регионах. Согласно проекту Генеральной схемы развития российской энергетики до 2042 г., Москва также может столкнуться с дефицитом электроэнергии. К 2030-му столице грозит нехватка 1,6 гигаватта мощности, а к 2042-му — 4,2 гигаватта, следует из расчетов «Системного оператора» (единого диспетчера страны).
Так или иначе, выход из сложившейся ситуации искать надо, и чем скорее, тем лучше. Откуда же взять электроэнергию, если средств недостаточно? Что предложили на ВЭФ? «СП» обратилась с этими вопросами к ведущему эксперту Фонда национальной энергетической безопасности Игорю Юшкову.
— Резервы есть, прежде всего, на самом Дальнем Востоке. Поставлена задача электрифицировать БАМ, на это уйдет достаточно много средств. Все эти годы мы «жили» еще на советских магистралях, но ресурс себя вконец исчерпал. Модератор задал вопрос: что делать с энергопотреблением, какие электростанции надо построить и в каком объеме?
Поскольку главным действующим лицом в нашей группе [на сессии ВЭФ — «СП»] был министр Сергей Цивилев, он предложил нестандартный подход. Ранее, как известно, он имел самое непосредственное отношение к угольной промышленности, владея компанией «Колмар». И озвучил неожиданное предложение: создать на Дальнем Востоке угольную генерацию.
«СП»: А что, действительно, интересно, особенно если учесть, что газа на Дальнем Востоке не хватает. Так не лучше ли в этом случае и правда построить угольную станцию?
— Все не так уж безнадежно. Дело в том, что на Дальнем Востоке есть Южно-Киринское месторождение. Геологоразведка по его основному контуру завершена. В сентябре 2016 года во время проведения геологоразведочных работ на Киринском участке в результате бурения поисковой скважины на Южно-Лунской структуре получен значительный приток газа. Вот с этого месторождения предполагается качать природное топливо по газопроводу Сахалин-Хабаровск-Владивосток. К этому месторождению проявляет большой финансовый интерес Газпром. Но нужно хорошо подумать о тарифах, чтобы вернуть вложенные инвестиции. Насколько я понял, государственные компании не горят желанием вкладывать в этот проект финансы…
«СП»: Сейчас достаточно популярны так называемые малые АЭС. Их не собираются строить в Сибири и на Дальнем Востоке?
— Мы строим АЭС в Якутии. Выход действительно в строительстве таких АЭС, которые не требуют серьезных вложений. Но хочу сказать, что тарифы на электроэнергию все равно могут вырасти. Иного выхода нет — те АЭС, которые сейчас функционируют, уже работают на пределе возможностей.
«СП»: Нынешней зимой стоит ждать серьезного повышения тарифов на ЖКХ?
— Нынешняя зима в плане ЖКХ особых сюрпризов не принесет. Особенно на Дальнем Востоке, где в каждом доме — так устроено — есть своя котельная. Так что перезимуем. Но что касается дальнейших планов выхода из кризиса — тут пока идут споры. В принципе, построить новую угольную станцию быстрее, но какой из проектов победит — покажет время. А его не так уж много, потому что президент на Восточном экономическом форуме поставил задачу: в кратчайшие сроки восстановить резервы электроэнергетики в стране.