Российскую нефть возит через Датские проливы «теневой флот». Расследовательская организация Danwatch рассказала об этом информационным агентствам и поставила гамлетовский вопрос: быть иль не быть королевству, если нефть из неопознанных танкеров выльется?
По информации Danwatch, нефтевозы «теневого флота» ходят без лоцманов, к тому же очень ветхие. Ну просто «летучие голландцы».
— Эти суда не значатся в реестрах, плохо обслуживаются, имеют сомнительную страховку, а также слишком старые, многим из них уже пора на металлолом. Страх внушает и то, что они отказываются от услуг лоцманов, знающих местные воды, — сообщает Danwatch.
Помимо авторов неофициального расследования, обеспокоенность высказал и официальный представитель королевства — глава МИД Дании Ларс Лекке Расмуссен.
— «Теневой флот» танкеров, перевозящий российскую нефть, представлен в основном старыми судами, что представляет опасность для окружающей среды, из-за чего Дания ищет способ ограничить их проход через свои проливы, — сказал чиновник.
О том, существует ли в принципе некий «теневой флот» России, и сможет ли Дания запретить ему проход через Датские проливы, «Свободной Прессе» рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
«СП»: Станислав Павлович, есть у нас «теневой флот», о котором уже заявляют не только Дания, но и наши конкуренты по экспорту СПГ?
— «Теневой флот» — это не официальный международный термин, а фигура речи, которая используется западными журналистами и политиками. Как правило, речь идёт о судах, зарегистрированных в странах и реестрах, не привычных для Запада. И страхуются эти корабли обычно не в Лондоне, как принято, а где-нибудь в другом месте.
Тем не менее, это — вполне законные реестры и страховки. Ни в каких общепризнанных международных документах не записано, что все страхования должны быть только в Лондоне; или реестр, в котором регистрируется судно, должен быть обязательно в западной стране.
Запад все такие суда называет «серыми», но в реальности у танкеров, которые фрахтуют российские экспортёры, есть название, конкретный владелец, страна, где судно обслуживается перед выходом в навигацию.
«СП»: Запад педалирует тему, что наши танкеры — старые суда, которые небезопасны для экологии…
— А откуда в Дании знают, в каком состоянии танкеры? Датчане поднимались на борт? И кто определяет, с какого момента судно считается старым? Судно — это конструкция для длительного пользования, если оно обслуживается нормально — может служить и 20 лет, и больше (стандартный общепринятый срок жизни танкера — 15 лет, но случаи, чтобы его после этого сразу распилили, не распространены — «СП»).
Общемирового критерия: когда судно становится старым — не существует.
Опасения, касающиеся экологичности танкеров, фрахтуемых нашей страной, генерируются сторонниками антироссийских санкций и носят чисто политический характер.
Если бы в реальности хоть раз произошел разлив российской нефти — Запад бы дружно разыграл первую же аварию в масс-медиа, и поднял такой вой… Наши экспортеры это прекрасно понимают и не дают повода для провокаций. Они фрахтуют хорошие танкеры.
«СП»: Глава МИД Дании заявляет о поиске возможностей закрыть свои проходы для зафрахтованных нами судов…
— Есть международные соглашения от 1857 года, регулирующие транзитный проход через воды Датских проливов. Они дополнены Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года.
Просто так остановить танкер с российской нефтью или не пустить его в проливы из-за подозрений, что он экологически не безопасен, морские законы не позволяют.
Кроме того, это не будет поддержано мировым большинством, которое недополучит нефть на рынке из-за подобных действий. Это даже США сейчас не поддержат: перед выборами им нужна стабильность на нефтяном рынке.
«СП»: После выборов в США Дания может и осмелеть, а нарушать законы Западу не привыкать.
— Да, но танкер так просто не остановишь, если он не обязан остановиться. Чтобы его остановить — потребуется применить силу, и не какую-нибудь моторную лодку, а корабли военно-морского флота.
А это — эскалация, боевые действия на море между Россией и НАТО.
НАТО не вводит (официально заявляет, что не вводит) свои войска на Украину, не устраивает блокаду Калининграда. Значит, там не хотят эскалации.
А уж ставить мир под угрозу ядерной войны из-за надуманного каприза какой-то Дании… Ей разрешат сколько угодно возмущаться, но не позволят ничего сделать.
«СП»: Капризы Дании могут быть вызваны ревностью и обидой: раньше мы им платили за фрахт, а теперь деньги плывут мимо?
— Конечно, в полноценной экономической войне, которую Запад ведёт против России, есть проигравшие. И Дания — в их числе. Экономические отношения европейских стран и России были взаимовыгодными. А теперь Россия находит альтернативу этим отношениям, а многие страны Европы — нет. Они страдают.