Третий срок премьер-министра Индии Нарендры Моди — это его наследие, отмеченное «совершеннолетием» — принятием смелых решений во внешней политике.
Хотя конфликт на Украине все набирает обороты, Моди принял неоднозначное решение посетить Киев в роли миротворца. Едва улеглись споры вокруг этого, как Моди — видимо, наедине сам с собой — принял решение нанести визит Дональду Трампу во время своего нынешнего трехдневного визита в США.
По крайней мере, таков сигнал от Госдепартамента США и индийского представительства в Колумбии, которые предпочитают отмалчиваться. На самом деле, «экстренные новости» исходили от самого Трампа. Американские СМИ немедленно их высветили.
Теперь, когда эта новость разошлась, вокруг встречи премьер-министра с Трампом пиарщики в Дели поднимают шум. Для ANI дал интервью известный нью-йоркский предприниматель Эл Мейсон, который входит в ближний круг Трампа.
А на сайте Doordarshan немедленно был размещен отчет информационного агентства с заголовком «Премьер-министр Моди и Трамп — сильные лидеры, которые уважают друг друга, говорит близкий помощник бывшего президента США».
Несмотря на организованную кампанию против Трампа в главных американских СМИ, Дели, по-видимому, сохраняет непредвзятое отношение. Моди разделяет позицию премьер-министра Венгрии Виктора Орбана и президента Польши Анджея Дуды, флагманов правой консервативно-националистической идеологии в европейской политике — те отвергают неоконсервативно-глобалистскую идеологию, которую воплощает Байден.
Для политической культуры США нет ничего необычного в том, что высокопоставленные иностранцы наносят визиты оппозиционным политикам. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху вместе со своей женой в конце июля завершил недельную поездку в США, посетив Трампа в его частной резиденции Мар-а-Лаго во Флориде.
Орбан не раз встречался с Трампом в течение прошлого года. Но Орбан сильно критикует Байдена и украинский конфликт, открыто поддерживая кандидатуру Трампа. Премьер-министр Венгрии летал в Москву и Киев перед встречей с Трампом в июле.
На прошлой неделе на встрече с советником по национальной безопасности Индии Аджитом Довалом, который приехал с визитом в Москву, Путин предложил Моди еще одно «двустороннее» соглашение, когда тот посетит Россию вскоре после возвращения из США, в кулуарах саммита БРИКС в Казани (22−24 октября).
В последний раз, когда Моди посетил Россию и встретился с Путиным (это было в июле — их первая встреча с начала конфликта на Украине в феврале 2022 года), американские чиновники пришли в ярость. Советник по национальной безопасности США Джейк Салливан предупредил, что тесные связи с Россией — «плохая ставка» для Индии.
Представитель Госдепартамента Мэтью Миллер заявил, что США обеспокоены отношениями Индии с Россией. А Эрик Гарсетти, посол США в Индии, публично упрекнул правительство Моди в том, что оно принимает дружбу Вашингтона «как должное». Гарсетти усомнился в том, что в стратегической автономии Индии есть смысл.
В таком непростом контексте может ли быть простым совпадением то, что скандальный активист движения «Халистан» Гурпатвант Сингх Паннун, обосновавшийся в США, подал гражданский иск в Федеральный окружной суд США в Нью-Йорке против правительства Индии, Довала и старших должностных лиц отдела исследований и анализа, а также против «индийского бизнесмена» Нихила Гупты (который был экстрадирован в США из Праги в начале этого года) за то, что они совершили «беспрецедентную попытку убийства американского гражданина на территории США»?
Важно, что в иске говорится: «Г-н Паннун на данный момент не назвал Нарендру Моди ответчиком из-за иммунитета, которым тот сейчас пользуется как глава иностранного суверенного правительства в соответствии с законодательством США и с международным правом. Однако г-н Паннун оставляет за собой право внести поправки в иск, включив Нарендру Моди в качестве ответчика, если его статус главы государства изменится в ходе этого разбирательства».
Развитие событий имеет серьезные последствия, поскольку «оно ведет почти напрямую к премьер-министру, чья работа тесно связана с Аджитом Довалом», по словам В. Сударшана, известного журналиста, который пишет о вопросах национальной безопасности.
Судебный иск Паннуна тщательно рассчитан по времени, чтобы совпасть с визитом Моди. Американские разведывательные агентства и ФБР активно поддерживают связь с Паннуном и, по всей вероятности, дали зеленый свет его иску. За дипломатией США тянется история шантажа стран, которые проводят независимую внешнюю политику.
Завершившийся Саммит будущего Генеральной Ассамблеи ООН, причина поездки Моди в США, уже начнет таять, как далекое воспоминание. Международный консенсус относительно того, «как нам обеспечить лучшее настоящее и защитить будущее», в наш век геополитики останется чем-то неуловимым.
Но в силу этого деловые отношения приобретают новую динамику. Стратегия умиротворения, которую использовала Индия, теперь может перейти в заключение все большего количества крупных сделок с США по поставкам оружия, что в американской экономике приведет к развитию существенного бизнеса и появлению новых рабочих мест. Это ситуация, в которой трудно отделить причину от следствия. Не сомневайтесь, американцы будут использовать ее для давления на Индию.
Саммит БРИКС в Казани становится пробой пера. На пресс-конференции в Москве министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что «в рамках БРИКС разрабатываются альтернативные расчетные платформы, которые позволят торговать, инвестировать, проводить другие экономические операции, не испытывая зависимости от тех, кто решил сделать из доллара и евро оружие». Лавров добавил, что новая платежная система не только будет использоваться для расчетов по трансграничным транзакциям, но и начнет действовать как полноценная финансовая структура.
Вопрос «дедолларизации» начинают поднимать в президентской кампании в спорных штатах на выборах в США. Так, на предвыборном митинге в Висконсине Трамп сказал: «Я ненавижу, когда страны отказываются от доллара… Я скажу: „Вы отказываетесь от доллара, вы не ведете бизнес с США, потому что мы собираемся установить 100% тариф на ваши товары“.» Вашингтон будет ожидать, что Индия замедлит процесс «дедолларизации» на платформе БРИКС.