Белоруссии необходимо готовиться к войне, чтобы ее избежать, заявил президент республики Александр Лукашенко в ходе визита на Обуз-Лесновский полигон.
«Старая формула: хочешь мира — готовься к войне. Поэтому нам надо готовиться к войне. И дай бог, чтобы этой войны не было», — сказал он, оговорившись, что не видит тенденций к началу конфликта, несмотря на напряженную обстановку вокруг республики.
Белорусский лидер рассказал о создании нового воинского подразделения, в которое на контрактной основе вошли граждане, прошедшие срочную службу.
«Отыскивая хороших специалистов, мы решили создать еще одно подразделение. Из тех умных, толковых, сильных людей, но уже взрослых, на контрактной основе, которые прошли когда-то службу в армии или в каких-то подразделениях», — отметил он.
Лукашенко также заявил о необходимости встряхнуть белорусскую армию, чтобы привести ее в идеальное состояние. Он сообщил, что жесточайшие проверки пройдут не только в армии, но и в МВД, а также Комитете государственной безопасности.
Кроме того, он поручил создать народное ополчение в структуре Министерства обороны республики. По его словам, это необходимо для того, «чтобы человек, который не попадает в армию, но владеющий оружием, мог защитить дом». Целью его организации является увеличение личного состава армии в случае начала боевых действий.
Президент также поручил госсекретарю Совета безопасности республики Александру Вольфовичу заняться созданием единой системы обороны. В нее будут входить Вооруженные силы Белоруссии, народное ополчение и территориальная оборона.
— Белоруссия у наших противников как кость в горле, — убежден доцент кафедры всеобщей истории НИУ «БелГУ» Сергей Прокопенко.
— Если бы переворот 2020 г. в Белоруссии завершился успехом, боевые действия на Украине начались бы раньше, по самому негативному сценарию для России. В настоящее время Белоруссия является западным форпостом России, что, очевидно, не входило в планы наших противников.
Все мероприятия, направленные на повышение уровня боеспособности армии союзного нам государства, проводятся как подготовительные к возможному конфликту России со странами блока НАТО.
Отдельной войны Белоруссии не будет, отрабатывается сценарий масштабной войны с участием Белоруссии на стороне России. Угроза большой войны не эфемерна. В настоящее время мир очень близок к крупному конфликту в Европе с участием многих стран. События на Украине — прелюдия чего-то большего.
«СП»: Как понимать все эти военные приготовления? Минск реально готовится воевать? На Москву не рассчитывает?
— Белоруссия готовится к войне. Это факт! Но к войне не в одиночку. Военный потенциал Белоруссии несравним с потенциалом НАТО и ВСУ. Белоруссия будет воевать на стороне России и вместе с ней. Только в этом случае наш союзник сможет сохранить суверенитет. Вступление в войну Белоруссии будет вынужденной мерой.
Пока она выступает сдерживающим фактором для более активного вмешательства западных соседей Украины в военный конфликт на Востоке Европы. Но это пока. В случае большой войны территория Белоруссии будет подвергнута атаке войсками НАТО в первую очередь.
«СП»: Кстати, потенциальные агрессоры отдают отчет, что в случае нападения на Белоруссию им придется воевать с Россией. Ну, Украине, понятно, терять нечего, а страны НАТО? Тем более, на территории республики размещено российское ТЯО…
— Конечно, наши противники прекрасно понимают, что начало войны с Белоруссией автоматически будет означать начало войны с Россией.
К сожалению, роль ядерного оружия как средства сдерживания противника чрезмерно снизилась. Страх перед его применением почти исчез. Это очень печально. Страх — очень хорошее средство, предостерегающее от принятия глупых и преступных решений.
Важно понимать, что официальная позиция Белоруссии — «мы за мир и добрососедские отношения». Белоруссия старается не провоцировать конфликт. Нашим противникам нужно постараться найти повод, при котором они смогут обосновать свое нападение на Белоруссию.
Трудно начать войну против Белоруссии и одновременно объявить себя спасителем белорусского народа. По-видимому, война с Белоруссией начнется одновременно с масштабными боевыми действиями против России.
«СП»: Интересна идея с «народным ополчением». Зачем? Батька готовится к полномасштабной войне с заходом на свою территорию войск агрессора и оккупацией?
— Лукашенко прекрасно понимает, что в случае войны с НАТО у Белоруссии мало шансов успешно отбить все атаки боевых соединений НАТО и ВСУ.
Поэтому, в лучшем случае, только часть территории Белоруссии будет оккупирована. В современной войне, как показал опыт СВО, определяющим фактором успеха являются подготовленные резервы. По-видимому, этим сейчас и решили заняться в Белоруссии.
«СП»: Почему его не создали с началом СВО? Тогда не думали, что это будет надолго? А мы сами почему не озаботились появлением народного ополчения в приграничных областях с самого начала? Это предотвратило бы курскую авантюру?
— Ответ на все эти вопросы лежит в плоскости особенностей прогнозирования и принятия управленческих решений в Белоруссии и России. Полагаю, что для решения этих задач у нас были и есть все необходимые ресурсы.
Но принятие решений по ним, не говоря уже о конкретных действиях, производятся с большим запозданием. Что очень прискорбно. Очевидно, что государственная машина дает сбои. Что является причиной этих сбоев? Это отдельный разговор, но причин много.
Стоит уповать лишь на то, что в критической ситуации мы сможем выработать более эффективные механизмы управления. «Русские долго запрягают, но быстро едут», говорил Отто фон Бисмарк.
— В данном случае СМИ в погоне за громкими заголовками раздули сенсацию на ровном месте, считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Лукашенко говорил о том, что на сегодняшний день предпосылок для агрессии против Белоруссии нет, и сама страна ни с кем воевать не собирается, но в существующих обстоятельствах следует быть готовыми и к военным сценариям.
В общем-то, это вполне разумная позиция, и ничего нового президент Белоруссии здесь не сказал.
«СП»: Кто реально угрожает Белоруссии? Украина? Польша и Прибалтика?
— Да, основные угрозы исходят именно с этих направлений. На Украине сформированы целые подразделения из белорусских боевиков-националистов.
Литва и Польша также ведут военные приготовления, а обстановка на границе Белоруссии с этими странами остается стабильно напряженной.
«СП»: Какова вероятность того, что Белоруссия подвергнется агрессии со стороны Украины? Некоторые эксперты считают, что с обвалом донбасского фронта ВСУ и Пентагон могут перейти к новой тактике — как в Курской области — атаковать везде, куда могут дотянуться, чтобы растянуть фронт — Приднестровье, Белоруссия… Это реально?
— У Украины попросту нет резервов, чтобы открывать еще какие-то фронты. Граница с Белоруссией — это лесисто-болотистая труднопроходимая местность, очень неудобная для ведения боевых действий. Кроме того, украинская столица находится в непосредственной близости от белорусской границы, и мы помним, как в начале СВО Киев едва не оказался в окружении российских подразделений, действовавших как раз с территории Белоруссии. Поэтому полностью исключать такой сценарий я бы не стал, но вероятность его представляется весьма низкой.
«СП»: А как насчет нападения со стороны НАТО? Польша давно концентрирует войска вдоль границы. Страны Прибалтики тоже, очевидно, готовятся к вооруженному противостоянию…
— Если НАТО примет решение начать открытую войну с Россией, тогда, конечно, под ударом окажется и Белоруссия. Но пока там явно предпочитают «гибридные» сценарии.
«СП»: Предложенные Лукашенко реформы армии помогут укрепить ее боеспособность? Многие ли белорусы захотят стать контрактниками?
— Желающие найдутся, особенно парни из провинции. В Белоруссии армия — неплохой социальный лифт, стабильная и высокая по белорусским меркам зарплата, плюс неплохой социальный пакет
«СП»: А как насчет «народного ополчения»? Что оно даст? Защитит границы, особенно — с Украиной? Кстати, почему его не создали с началом СВО?
— Подобные ополчения сейчас существуют много где, в том числе в Прибалтике. В Латвии, например, местное ополчение, Земессардзе, по численности существенно превышает регулярную армию. Но в Белоруссии у подобных формирований, очевидно, будет вспомогательная роль.
«СП»: А мы почему не озаботились появлением народного ополчения в приграничных областях с самого начала? Это предотвратило бы курскую авантюру?
— Не думаю, что это предотвратило бы курскую авантюру, поскольку функция подобных ополчений прежде всего оборонительная, они не направлены на ведение наступательных операций на чужой территории, и Украина вряд ли бы стала их рассматривать как угрозу себе.