Кадр из фильма «Стекло, моя несбывшаяся жизнь». Пресс-служба фестиваля
Как сказал его коллега, пермский документалист и худрук «Флаэртианы» Павел Печенкин, такому человеку и приз отдать не жалко. Рогир покорил аудиторию не только своей картиной, героем которой сам стал, но и разговором о жизни во время онлайн-общения с аудитрией. Сам он приехать не смог, но после каждого сеанса выходил на связь с публикой.
Рогир записал два обращения, которые показали на церемонии закрытия после вручения двух наград. Он стоял на сильном ветру, подобном урагану, у своего маленького домика, который протяжении всего фильма пытался починить. Во втором ролике Капперс пытался укрыть от непогоды велосипед, на котором путешествует со своим самодельным стеклянным органом из винных бокалов. Зрители ждали, что он все-таки что-то сыграет, но дождь не позволили это сделать.
Людям всегда важно видеть хоть что-то жизнеутверждающее, а «Стекло, моя несбывшаяся жизнь» дает надежду и веру в себя. Дожив до 52 лет, будучи состоявшимся документалистом и сняв тридцать картин, Касппер испытал что-то вроде кризиса среднего возраста и создал стеклянный орган. Профессиональным уличным музыкантом не стал, но подарил себе и людям «надежды маленький оркестрик под управлением любви». Фильм документальный и сделан открытым Флаэрти способом наблюдения, в данном случае за самим собой, но при этом обыденная жизнь превращается в сказочную реальность.
Кадр из фильма «Против ветра». Пресс-служба фестиваля
«Серебряного Нанука» получила картина «Против ветра» Татьяны Соболевой о живущей в Ногайской степи дагестанской семье, где всем верховодит женщина и мать Гульфира. Ее сыновья мобилизованы в зону СВО, и она воспринимает это как данность, их долг и мужественно переносит разлуку. Один из них погибнет весной 2024 года, но пока никто об этом не знает. Каждый день бригада под руководством Гульфиры, вся ее семья еще в полном составе выходит в степь, упрямо втыкая прутья в песок, которые вскоре зазеленеют и преобразят безжизненную степь.
Кадр из фильма «Против ветра». Пресс-служба фестиваля
Третий «Нанук» достался режиссерам из Венгрии Балинту Ревешу и Давиду Микулану, снимавшим на протяжении 12 лет взросление мальчика Саньи. Их картина «Кикс» сделана в копродукции с Францией и Хорватией. Это очень личная история о жизни простой рабочей семьи в современном Будапеште на фоне непростых общественно-политических событий. С экрана Балинт Ревеш говорил о том, что у Венгрии и России общее прошлое в социалистическом лагере, и мы понимаеи друг друга..
Кадр из фильма «Кикс». Пресс-служба фестиваля
Любопытно, что Давид Микулан снимает кино с 12 лет, а израильскому режиссеру Ефиму Грабою, родившемуся в Казани, чья картина «Текстура лжи» удостоена упоминания жюри, родители подарили камеру в 14 лет. Очень часто у будущих кинематографистов все начинается с фиксирования событий жизни своей семьи
В программе «Российская Флаэртиана» победил «Лосенкок» Елены Копцевой. Это ее вторая картина и награду за нее она получила в свой день рождения. На протяжении трех лет Елена снимала свою героиню Катю – доярку Сумароковской лосиной фермы, которая и роды принимает у лосих, и доит их, и ловко управляется со своими подопечными, которые воспринимают ее как свою. И не как мать, а как дитя, поскольку Катя первая, кого лосиха видит после появления на свет лосенка, и что-то смещается в ее понимании. Тем более, что лосенка отбирают.
Кадр из фильма «Лосенок». Пресс-служба фестиваля
Катя уже двадцать лет занимается своим делом. Своего сына она определяет в кадетский интернат. Ему там не нравится. Он хочет поскорее вернуться домой, но кто его послушает.
Главная героиня привыкла к камерам. Ее постоянно снимает телевидение, она работает с туристами, но тут было глубокое погружение в ее непростую жизнь.
Картину намеренно снимали девичьей командой. Оператор Марина Левашева тоже вышла на сцену. К чему такая установка? Елена Копцева решила показать материнство глазами женщин. Получилась жесткая и честная картина.