В Госдуме предложили создать единую биржу стран БРИКС для снижения зависимости от доллара. По мнению автора инициативы, зампредседателя Думы Александра Бабакова, «создание единой биржи БРИКС для торговли товарами и сырьем внутри блока на основе национальных валют станет залогом экономического суверенитета и независимости наших стран».
Зампред парламента пояснил, что создание такой биржи позволит упростить торговлю между членами организации, так как сейчас торговля сырьем и товарами часто проходит через третьи страны и биржи, что приводит к дополнительным издержкам и увеличению времени поставок. Единая биржа обеспечит прямой доступ к рынкам БРИКС, позволит ускорить сделки, избавиться от посредников и полностью отказаться от доллара, как от платежного средства. Это особенно важно для стратегически значимых товаров, таких как энергоносители, металлы и сельскохозяйственная продукция, на которые приходится значительная доля торговли.
«Единая биржа БРИКС может стать эффективным инструментом для обеспечения финансовой стабильности и защиты от валютных рисков. Торговля на глобальных биржах часто сопровождается валютными рисками, связанными с использованием доллара США или других западных валют. Создание собственной биржи позволит странам БРИКС уйти от доллара, осуществлять расчеты в национальных валютах или даже разработать собственный расчетный механизм на основе блокчейна и единой виртуальной валюты, что существенно снизит зависимость от внешних валютных колебаний и укрепит финансовый суверенитет наших стран», — добавил Александр Бабаков.
Идею создать единую биржу БРИКС можно рассматривать, как попытку найти некую альтернативу единой валюте, которую обсуждают уже несколько лет. Стороны регулярно поднимают эту тему, однако в середине февраля 2024 года глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что вопрос создания единой валюты БРИКС на данном этапе «едва ли имеет перспективу». Возможно, в Госдуме посчитали, что создание единой торговой площадки имеет больше шансов на реализацию, так как будет интересней для торговых партнеров России. К сожалению, опрошенные «СП» эксперты считают, что это не более чем риторика, и единую биржу ждет та же судьба, что и единую валюту.
— Определенное рациональное зерно в таких идеях есть, поскольку существуют национальные товарные биржи, — говорит д.э.н., профессор кафедры востоковедения МГИМО МИД России, исполнительный директор Национального комитета по исследованию БРИКС Георгий Толорая.
— Но есть также международная биржевая система, и вряд ли кто-то из членов БРИКС будет от нее отказываться. Поэтому сомневаюсь в том, что эта идея найдет достаточную поддержку у всех стран блока, чтобы дойти до стадии реализации. Может быть, это будет возможно по каким-то отдельным товарам.
«СП»: Значит, идея не заинтересует других членов БРИКС?
— Насколько я понимаю, эта идея пока не обсуждалась с другими странами в предметном ключе. Но чтобы реализовать такой проект, нужна сильная заинтересованность всех сторон, например, ограничение доступа на другие международные товарные биржи. Есть разные подводные камни, которые позволяют прийти к выводу, что осуществить эту инициативу будет не так просто.
Доктор экономических наук Алексей Зубец прямо говорит о том, что пока существуют санкции, единой бирже БРИКС не бывать. А чтобы обходить санкции и отходить от доллара, России необходимо развивать альтернативные механизмы с использованием золота.
— Эта идея реализована не будет, потому что как только кто-то примет участие в подобном проекте вместе с Россией, он автоматически попадает под санкции. Кому это нужно? Поэтому все проекты единой валюты давно похоронены. Даже торговля в национальных валютах между Россией и Китаем проходит очень тяжело. Торговать на единой площадке товарами никто не будет, потому что сегодня она будет создана, а завтра попадет под американские санкции — и привет, вся эта история будет закончена.
Есть идеи единых торговых площадок для стран ЕАЭС, прежде всего, по топливу, там какие-то подвижки идут. Но такие истории, как единые валюты, банки и биржи БРИКС, из области фантастики. Потому что кроме нас это никому не нужно и никому не хочется попадать под санкции.
«СП»: Но ведь те же Индия и Китая покупают нашу нефть и другие товары. Им не хочется облегчить эти операции?
— Покупают, конечно. Но нужно понимать, что Индия — это привилегированный союзник Соединенных Штатов. Поэтому США им дают возможность своевольничать, хулиганить и покупать российскую нефть. Китай — просто самостоятельное государство, которое не даст на себя давить. Эти наши основные торговые партнеры, американцы смотрят на это сквозь пальцы, потому что на Китай не могут надавить, а на Индию не хотят.
Но для чего этим странам единая биржа БРИКС? С нами понятно — для нас это инструмент обхода санкций. Но кроме нас санкции введены только против Ирана. Остальные и так покупают наше сырье и как-то обходятся без общей биржи. Пока существуют международные санкции, никаких единых торговых площадок БРИКС не будет, это очевидно.
Не совсем понятно, зачем депутаты об этом говорят. Либо не понимают, о чем речь, либо ради пиара хотят создать видимость, что идеи единых торговых площадок в рамках БРИКС еще живы. На самом деле это не так, и лучше эти темы не поднимать.
«СП»: Существуют ли тогда какие-то альтернативы, например, блокчейн?
— Никто не мешает торговать при помощи блокчейна, вопрос в другом. Например, Индия купила у нас нефть и перевела нам биткоины. Что мы будем с ними делать, где будем менять на доллары? Большая часть обменных торговых площадок находится под контролем США, и они их методично уничтожают, если видят, что они используются для российских торговых операций. Их задача в том, чтобы убить не саму торговлю в криптовалюте, а эти «переходники», которые обеспечивают обмен для россиян.
Это не значит, что ничего нельзя придумать. Есть физическое золото, которым можно расплачиваться. Обменять его на деньги возможно, есть рынки золота в странах Персидского залива. Или, например, Гонконг ни с того, ни с сего стал крупнейшим покупателем российского золота. Значит, какие-то золотые потоки пошли через Гонконг. Провести обмен драгоценного металла на реальные деньги гораздо проще, чем обменять биткоины. Если и есть возможности для обхода санкций, то это золото. И если наши финансовые власти по каким-то причинам еще не наладили эти механизмы, это вопрос к ним.
Политолог Юрий Светов считает, что главным должен быть вопрос создания единой валюты, хотя и здесь добиться прогресса трудно.
— Это естественное желание придать БРИКС экономическое измерение, чтобы мы не только занимались декларациями, провозглашали отход от прежнего однополярного мира, но и делали конкретные шаги к сближению. В частности, президент Путин говорил об общей валюте. Это ключевой вопрос, и именно этим нужно заниматься.
Дальше можно говорить об общей бирже, телевещании, спортивных соревнованиях. Но если у нас не будет общей валюты, которая позволит защищаться от доллара и евро, ничего сделать не удастся. При всех наших добрых отношениях, давление США на Китай и Индию приводит к тому, что платежи затруднены. Хочешь не хочешь, нам приходится считаться с этим обстоятельством.
В межгосударственных отношениях внутри БРИКС мы снижаем использование доллара, но полностью отказаться от него не можем. Сейчас нужно сосредоточить усилия именно на этом. Строить единую биржу можно. Но это очень трудоемкий процесс. Посмотрите, что происходит с российскими биржами. Когда американцы ввели всевозможные ограничения, наши биржи, что в Москве, что в Петербурге, вынуждены были сокращать и перестраивать свою деятельность.
Поэтому я скептически отношусь к инициативе господина Бабакова. Он очень красиво говорит, но в реальности с этими идеями все гораздо хуже.