– Наша задача – всемерно содействовать популярности Лермонтова, музейному миру это сделать проще – мы опираемся на бесценные реликвии, подлинные предметы, созерцание которых ярче всего свидетельствует о величии поэта.
Директор Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» Юлия Печникова подчеркнула, что 15 октября в усадьбе, где прошли ранние годы будущего классика, день начнется с традиционного возложения цветов, затем зрителям покажут спектакль Пензенского драматического театра о судьбе поэта.
Празднование знаковой даты, по словам Печниковой, затронет десять городов Казахстана, плюс вместе с «Русскими домами» Вьетнама, Алжира и Туниса в этих странах будут представлены специальные юбилейные программы.
Онлайн из Пятигорска директор Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова Ирина Сафарова передала, что весь 2024-й год там прошел под знаком Михаила Юрьевича – небольшие передвижные выставки во всех районах Ставропольского края рассказывали о пребывании Лермонтова на Кавказе.
В свою очередь руководитель столичного Дома-музея поэта Сергей Шаулов раскрыл многогранность лермонтовской географии. Пятигорск – драматический финал биографии, переход в вечность. Тарханы – «утраченный рай» детства. Москва – место, где Лермонтов превращается в поэта. «В каждой из локаций он другой, мы пытались сложить эти образы, чтобы получить некий целостный», – сказал Шаулов.
В завершении Народный артист России, актер и режиссер Николай Бурляев вспомнил о своем полнометражном дебюте 1986 года – кинокартине «Лермонтов»:
– Мы с чувством радости делали этот фильм. Он создавался около шести лет и участвовало в этом до пяти тысяч человек, включая войска Северо-Кавказского военного округа, массовку, оркестры. Тогда объявили «Перестройку», ко власти в Союзе кинематографистов пришли латентные русофобы, которых «корежило» от любви к России…
«Прошло сорок лет – и маятник качнулся в другую сторону», – констатировал Бурляев.
В какой-то момент Николай Петрович почувствовал, что мероприятие проходит слишком монотонно и все больше напоминает отчет о проделанной музеями работе. И, что называется, «встряхнул» студию, пообещав проверить принадлежность к наследию классика стихотворения «Прощай, немытая Россия»:
– Мы (видимо, партия «Справедливая Россия») будем добиваться оценки… Ученые доказали, что эти бездарные стихи он не писал, нет автографа – их отправил Бартенев через двадцать лет после смерти поэта в две редакции, разные варианты… Слова «немытый» у Лермонтова вообще нет в лексиконе!
Также Бурляев указал на странности дуэли Михаила Юрьевича. И анонсировал почти сенсационное обращение в Следственный комитет с целью «проведения расследования заговора и убийства Лермонтова».