|
Как мы уже знаем, Евросоюз в начале октября утвердил повышение пошлин на электромобили из КНР с базовых 10 до 27—45% (в зависимости от производителя) сроком на пять лет и с возможностью дальнейшего продления. Разумеется, такое положение дел не устроило правительство Китая, которое назвало увеличение ввозных пошлин несправедливым и пригрозило ответными мерами. Власти КНР уже ответили повышением тарифов на импорт алкоголя, также под угрозой оказалась мясная и молочная продукция из Европы. Рассматривается и повышение ввозных пошлин на автомобили с ДВС большого объема: решение еще не принято, но в перспективе оно может больно ударить по немецким и итальянским автопроизводителям. Впрочем, может статься, что прямые ответные меры вовсе не понадобятся, ведь китайские покупатели и сами отказываются от европейских автомобилей!
Статистика третьего квартала рисует мрачную картину для немецких автопроизводителей. Компания Volkswagen зафиксировала падение продаж на 15%, а родственная фирма Porsche — на 19%. Спрос на автомобили Mercedes-Benz упал на 13%, а у BMW он рухнул сразу на 30%! Китайские покупатели все чаще предпочитают немецким машинам продукцию местных компаний. Если в 2019 году доля немецких производителей на китайском рынке составляла 25%, то сейчас она снизилась до 15%.
Дело в том, что китайский рынок ударными темпами переходит на электромобили и подзаряжаемые гибриды. В минувшем сентябре их продажи в Китае выросли сразу на 47,9% (относительно сентября прошлого года), впервые превысив рубеж в один миллион штук (в сумме 1,1 млн машин за месяц!). Именно в электромобильном сегменте немецкий автопром отстает, занимая лишь 10% этого сектора китайского рынка. Электромобили из КНР превосходят своих конкурентов и по техническим параметрам, и по функциональности, а главное, предлагают более привлекательные цены.
При этом у автопрома Германии нет альтернативы безразмерному китайскому рынку, ведь Европа и Северная Америка уже практически исчерпали потенциал количественного роста. Поэтому компании вынуждены не только ввязываться в конкуренцию с производителями из Китая, но и усиливать сотрудничество с местными фирмами. Однако пошлины и натянутые отношения между Китаем и Евросоюзом не слишком этому способствуют.