Алла Сурикова и Максим Дунаевский.
“Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу заходить в магазины из-за этого, – призналась Сурикова. – С детства мечтаю о музыкальном фильме.
Много лет назад драматург Эмиль Брагинский предложил мне снять фильм по его пьесе «Игра воображения». Я встречалась с человеком, который летел с ним в самолете и говорил, что любит смотреть кино, хотя был слепым. «Я дам вам деньги. Снимите фильм по Брагинскому», – сказал он мне. Я обратилась к Юрию Ряшенцеву, и он переписал одну сцену, перевел ее в стихи. Я обратилась к Максиму Дунаевскому, и он написал музыку. А потом пошутил: «Если бы ты сказала, что фильм покажут по телевидению, я бы лучше музыку написал».
Мы сняли с Колей Караченцовым, Ларисой Удовиченко, Женей Симоновой десятиминутный фильм, который в период безкартинья показали по телевидению. К сожалению, не сохранилось его копии. На той же кассете кто-то записал другое кино. Где-то есть VHS, но качество не то».
Сидящий радом композитор Максим Дунаевский, приехавший в Тулу поддержать свою старинную подругу в ее начинании, заметил: «Сейчас можно сделать, что угодно, и восстановить».
Выяснилось, что Алла Сурикова мечтала сделать фильм не о музыкантах, а мюзикл в чистом виде, «не так, чтобы немножко поговорили, немножко попели и опять поговорили». И пообещала это сделать, но уже в следующей жизни.
«Человек с бульвара Капуцинок», по ее словам, – не мюзикл, там только один эпизод, снятый по просьбе Андрея Миронова, который можно отнести к этому жанру.
Разговор о природе жанра еще продолжится в фестивальные дни вместе с композиторами Алексеем Шелыгиным и Юрием Потеенко, много работающими в кино.
Юрий Потеенко, Максим Дунаевский, Алексей Шелыгин.
Алексей Шелыгин возглавил жюри, которому предстоит оценить фильмы, так или иначе связанные с музыкой. А пока он в целом оценил масштаб бедствия: «Огромное количество музыки пишется многими композиторами, и не всегда их можно назвать композиторами с профессиональной точки зрения. Самое главное здесь – органичное вхождения музыки в ткань кинопроизведения. Меня не учили на композитора кино, как и всех здесь присутствующих композиторов. Мне прежде всего важна работа в таких крупных жанрах, как опера и балет, но при этом кино я выделяю, оно продолжение моего музыкального развития. В последнее время я больше занимался академической музыкой, но с удовольствием пойду в талантливую картину. Для меня это большая радость».
Юрий Потеенко – один из самых востребованных композиторов, за плечами которого десятки фильмов. Он уже успел представить фильм «Хитровка. Знак четырех» Карена Шахназарова, на котором работал.
Максим Дунаевский знаком с Аллой Суриковой, как он сказал, с ее самых молодых лет. И если Алла Ильинична приглашает его в свою картину, он бежит, не читая сценария, заранее ей доверяя. «Все, что он делает, продумано от начала до конца – и приглашение актеров, и композитора. А что важно для композитора? Сценарий, эмоция и идея, которые несет фильм, ее настроение».
Современное состояние музыки в кино он оценивает, как провальное, а самого композитора считает несчастным человеком, которому не доверяют и сводят его труд к шумовой дорожке.
Дунаевский неожиданно раскритиковал фильм «Летучий корабль» Ильи Учителя, который представлен на фестивале, и в котором он заявлен как музыкальныйпродюсер, хотя музыка в нем звучит чужая. «Если бы я там был музыкальным продюсером, то этого безобразия бы не появилось. Титры не имеет никакого отношения к действительности. То, что произошло в этой картине, – как раз неправильный подход к музыке в кино, к первоисточнику, по которому он сделан. Моих песен никогда бы не было, если бы они вышли в этом фильме».
Сейчас у него есть несколько хороших проектов, но в целом в этом деле туго. «Нет интересных тем и предложений. Я уже в последние годы не реагирую, когда кто-то звонит, что-то долго говорит по телефону. Я даже иногда не слышу», – говорит Дунаевский.
Он вспомнил, как долго писал музыку к фильму «Дети капитана Гранта» Станислава Говорухина. А тот послушал, задумчиво посмотрел в потолок и произнес: «Нет! Все-таки у Исаака лучше». Это он вспомнил отца Максима Дунаевского – советского композитора Исаака Дунаевского.
“Надо ли сегодня переснимать старые фильмы? Если это талантливо, то вперед! Но я пока таких не видела.Попытка переснять «Кавказскую пленницу» с вроде бы хорошими артистами, повторить костюмы и грим, стала жалким зрелищем. Как говорил не очень хороший человек и режиссер, главное – срубить бабло, а если еще и кинцо сварганить, то это уже бонус .
Есть неплохие комедийные режиссеры, но их очень мало. Я в Туле уговаривала одного молодого человека с хорошим чувством юмора поступать ко мне на Высшие режиссерские курсы. Я как раз набираю курс. Но сейчас нет разворота и проката для таких картин. Хорошо работают Анна Меликян и Марюс Вайсберг. Он талантливый комедийный режиссер. Другое дело, что комедия – самый уязвимый жанр. Когда в ней делают шаг вправо или влево, то наваливается критика так, что не продохнуть. Но Марюс – крепкий молодой человек. Талант комедиографа – штучное дело, поэтому таких режиссеров надо выращивать, холить и лелеять. Как только проявляется классное чувство юмора, ирония, – я таких людей приветствую четырьмя руками, хотя у меня их две.
Георгий Данелия, руководивший объединением музыкальных и комедийных фильмов «Ритм», говорил так: «В мире делается примерно 50 комедий в год. Четыре из них – .удачные. Почему все четыре должны быть удачными в моем объединении?», – вспоминает Алла Сурикова своего учителя и добавляет: «Одна удачная – уже победа».