То, что в России острый дефицит специалистов разного рода, не секрет. Однако в условиях СВО кадровые проблемы оборонной отрасли должны, казалось бы, решаться в первую очередь. Но выясняется, что и на предприятиях ОПК та же проблема, что и на всех остальных. И решить ее не так-то просто.
«Уралвагонзавод»
Итак, главному танковому заводу страны не хватает специалистов, сообщает Ura.ru
Предприятию требуются крановщики, операторы станков с ЧПУ, зуборезчики, токари, фрезеровщики и другие специалисты с опытом хотя бы от года работы. Причем, машинистам крана работодатель готов платить за вахту 60/29 до 330 тысяч рублей.
Вахтовый метод в данном случае означает, что после 60 дней работы 29 дней человек отдыхает. А что касается непосредственно рабочего периода, то трудиться придется усиленно — по шесть дней в неделю по 11 часов.
Впрочем, столь высокий уровень зарплаты мало на каких заводах можно найти.
Корреспондент «СП» проверил информацию на hh.ru. На момент подготовки этого материала в списке активных числилось 52 вакансии. Крановщикам в самом деле предлагают зарплату до 330 тысяч рублей. Правда, не уточняется нижний порог зарплаты для этих специалистов. Ученикам машиниста мостового крана готовы платить от 25 тыс. руб.
У токарей, наоборот, обозначен как раз нижний порог — от 130 тыс. руб.
Слесарей механосборных работ зовут на зарплату от 100 тыс. руб., маляров по металлу — от 60 тыс. руб.
Еще в начале года сообщалось, что «Уралвагонзавод» работает в три смены. В феврале президент России Путин отмечал, что в курсе дефицита квалифицированных специалистов на предприятии в 1,5 тысячи человек.
Президент пообещал дополнительную поддержку техникумам, которые готовят специалистов для этого завода. На эти цели выделят 400 миллионов рублей.
Правда, решить проблему дефицита кадров прямо сейчас это вряд ли поможет. Речь больше идет о будущем.
Еще в январе 2023 года исполнительный директор «Уралвагонзавода» Владимир Рощупкин говорил, что проблему нехватки специалистов будут решать, привлекая специалистов из других регионов. Рощупкин, кстати, говорил, что не хватает не только квалифицированных кадров. Людей без квалификации, по его словам, не хватает тоже. И таких завод готов обучать за свой счет и сразу ставить на рабочее место.
Действительно, работников для завода, производящего танки, ищут в других регионах. В частности, в ХМАО сейчас вербуют работников на нижнетагильский завод, предлагают им 400 тысяч рублей за вахту. А продолжительность вахты — до двух месяцев.
Наверное, трудно говорить о том, что соискателей не устраивают условия труда. Уровень безработицы в регионе и в стране, как неоднократно уже отмечалось, рекордно низкий. В частности, по данным «Свердловскстата» в июле в Свердловской области было всего 10,4 тысячи человек безработных.
Это исторический минимум, как подчеркивают в органах власти региона.
Значит, банально нет людей на рынке труда. И взять их можно либо из других регионов (а дефицит кадров нынче в России повсеместно), либо из техникумов (но на обучение в системе среднего специального образования нужно время).
«ЧТЗ-Уралтрак»
В связке с «Уралвагонзаводом» работает челябинский тракторный завод, который выпускает в том числе дизельные двигатели для знаменитых танков Т-90 «Прорыв».
По поводу дефицита кадров пресс-служба завода прислала корреспонденту «СП» ответ без конкретики: «ЧТЗ-УРАЛТРАК» предлагает выгодное трудоустройство специалистов разных профессий. Как предприятие полного производственного цикла мы готовы обеспечить стабильной работой и достойной заработной платой специалистов производственного направления.
Кроме конкурентного уровня оплаты труда ЧТЗ предлагает широкий социальный пакет льгот и дотаций и даже обучение профессии".
На сайте hh.ru в списке активных вакансий Моторного завода «ЧТЗ-Уралтрак» на момент подготовки данного материала 147 вакансий. Слесаря механосборочных работ на челябинский тракторный приглашают на зарплату до 120 тыс. руб. Оператору станков с ЧПУ предлагают большой разбег в зарплате (видимо, в зависимости от опыта и квалификации) — от 60 до 120 тыс. руб. Электрогазосварщика зовут на зарплату от 60 тыс. руб., электромонтера — от 80 тыс. руб. Контролеру ОТК предлагается меньше — от 40 тыс. руб.
Челябинскому тракторному проблему дефицита кадров помогает решать Южно-Уральский госуниверситет.
Вуз усилил подготовку студентов профильных кафедр по двигателестроению. Это кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» и «Колесные и гусеничные машины» Политехнического института ЮУрГУ.
Главный конструктор по двигателестроению «ЧТЗ-УРАЛТРАК» Максим Старунский подтверждает, что ЮУрГУ — настоящая кузница кадров для заводского Конструкторского бюро. 58 сотрудников КБ — выпускники этого университета. Уже с третьего курса студенты ЮУрГУ проходят практику на ЧТЗ с последующим трудоустройством.
«Электромашина»
Челябинский завод «Электромашина» входит в состав концерна «Уралвагонзавод». Предприятие выпускает электрооборудование, электрические системы и блоки для военных нужд. И здесь тоже жалуются на нехватку специалистов.
Год назад, например, говорила об этом руководитель службы персонала предприятия. Тогда заводу не хватало станочников. То есть токарей и фрезеровщиков, операторов и наладчиков станков с ЧПУ. Особенно остро ощущалась нехватка монтажников радиоэлектронной аппаратуры, которых в Челябинске готовит единственное учебное заведение — радиотехникум.
Причем потребности одной только «Электромашины» куда выше, чем возможности техникума. В результате завод начал готовить специалистов сам — в собственном лицензированном учебном центре.
Так или иначе на момент подготовки данного материала на сервисе hh.ru значилось 114 активных вакансий на «Электромашине». В том числе заводу нужны мастер в цех автоматизированного производства на зарплату от 115 тыс. руб., оператор станков с ЧПУ (от 80 до 150 тыс. руб), испытатель агрегатов, приборов и чувствительных элементов (80−100 тыс. руб), контролер ОТК (50−80 тыс. руб), маляр по металлу (от 50 тыс. руб) и другие.
Новые методы решения кадровой проблемы
Челябинская область присоединилась к федеральному проекту «Профессионалитет», участие в котором принимает все большее количество промышленных предприятий и техникумов/колледжей.
Новым словом становится для Южного Урала роботизация. «Дефицит рабочих рук, несмотря на повышение зарплат, будет только нарастать. Наиболее эффективным способом решения этой проблемы останется рост производительности», — говорит член правления Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области Сергей Кравчук.
Обеспечить рост производительности труда помогут не столько люди, сколько машины. Роботизация освободит людей от монотонной, рутинной, тяжелой и опасной работы и в то же время позволит решить кадровую проблему. Таково мнение министра промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области Михаила Кнауба. И в Челябинске уже запущен крупный завод по выпуску роботов-манипуляторов.
Однако один промышленный робот стоит 10−20 млн руб.
Кроме того, потребуются внушительные затраты для его интегрирования в производство. В Челябинске поддерживать такие проекты может областной Фонд развития промышленности (ФРП). Михаил Кравчук в то же время считает, что покупателям роботов нужно упростить доступ к программе льготного лизинга ФРП.