Финансовые решения федерального уровня вступили в России в конфликт с производственными, включая оборонную промышленность, значительная часть которой сконцентрирована на Урале.
Руководитель госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, выступая на днях в Совете Федерации, заявил, что выросшие до рекордных уровней ставки по кредитам банков могут привести к банкротству большинства предприятий.
Как известно, недавно Банк России в целях борьбы с инфляцией повысил ключевую ставку до 21%. Это отразилось на ставках по кредитам коммерческих банков. Кредиты в коммерческих банках предлагают под заоблачные 25−30%.
Понятно, что Центробанк выполняет свою задачу — борется с инфляцией. Но своя задача стоит и перед «Ростехом» — укрепление обороноспособности страны. Как сгладить противоречия между финансовыми и производственными приоритетами?
Чемезов, напомним, в Совете Федерации заявил, что не знает ни одного производства с рентабельностью более 20%, «даже торговля оружием не дает такой прибыли».
Доктор экономических наук, а также председатель совета директоров группы компаний «Артезианская Вода», челябинец Алексей Каплан дал комментарий «Свободной Прессе»:
— Я смотрю с двух позиций. С одной стороны, как доктор экономических наук, профессор. С другой — как предприниматель, занимающийся реальным бизнесом. В частности, проектированием предприятий, что является важнейшим элементом инвестиционной программы: без проекта промышленное предприятие не построить. Другой мой бизнес — производство питьевой воды и тут уже смотрю на ситуацию как производитель.
«СП»: То есть, вы можете оценить ситуацию и как теоретик, как практик. В чем, как говорят, особенность текущего момента?
— Что происходит в экономике России сейчас? Классическая теория гласит, что как только поднимается стоимость денег, растет стоимость кредитов, они менее востребованы. Соответственно, падает спрос на товары и услуги, как следствие — снижаются цены. На деле эта логика впрямую работает лишь в краткосрочном периоде.
Но если ключевая ставка Банка России остается высокой длительное время, то развитием производства просто перестают заниматься.
Яркий пример — Казахстан, где мы также активно работаем. Например, в горной отрасли Казахстана, из-за высокой базовой ставки национального банка, все значимые инвестиционные программы в последние годы свернуты.
«СП»: У нас тоже есть свои особенности, СВО идет, и это не может не отражаться и на финансовой политике, и на политике в сфере производства.
— Да, Россия переходит на мобилизационную экономику. Это значит, что в приоритете надо производить не то, что выгодно владельцам частных предприятий, а то, что нужно стране. Для управления применяются кнут и пряник.
Кнут используют в отношении тех собственников предприятий, кто не осознал, что сегодня нужно стране. И примеры действия кнута, вплоть до лишения собственности, мы уже наблюдаем. А пряником становятся льготные кредиты для тех, кто готов работать в системе мобилизационной экономики. Уверен, что наиболее значимые предприятия сферы ОПК имеют доступ к кредитам не только по рыночным ставкам.
Высокая инфляция в России оказалась удобным инструментом управления в сложившейся ситуации: она как бы забирает возможности развития всех предприятий, но тут же наиболее значимым с точки зрения государства предприятиям эти возможности возвращают через льготные программы кредитования.
А вот другой известный челябинский предприниматель Игорь Кравченко, председатель совета директоров компании «Универсальные инвестиции», высказался лаконично:
«Очень высокие ставки по кредитам больно бьют по реальному сектору экономики и отдельно — по физическим лицам, которые тоже берут кредиты. В том числе ипотечные».
Напомним, в структуру госкорпорации «Ростех», кующей щит Родины, входят предприятия, производящие вооружения, а также предприятия других отраслей — радиоэлектроника, авиационная отрасль, двигателестроение, медицина, транспорт. Если большинство этих предприятий будут в тяжелом положении, может встать вопрос о выплате зарплат. Не говоря уже про обеспечение обороноспособности страны.
Назовем важнейшие из таких предприятий на Урале.
Свердловская область
НПП «Старт имени Яскина» разрабатывает пусковые устройства ракет для зенитно-ракетных комплексов ПВО и ПРО, корабельных пусковых установок, авиационных пусковых и катапультных установок.
«Верхнетуринский машиностроительны завод» производит боеприпасы. В том числе снаряды.
Корпорация ВСМПО «Ависма» — крупнейший поставщик титана для авиации.
В прошлом году корпорация открыла в Верхней Салде ковочный комплекс. Его продукция нужна морской, аэрокосмической, автомобильной и медицинской отраслям.
В городе Арамиль «Ростех» строит комплекс по ремонту авиационных и промышленных газотурбинных двигателей.
Есть еще «Уралтрансмаш» — производитель современных самоходных артиллерийских установок, в том числе грозную САУ «Коалиция СВ»
Нельзя не назвать и известный во всем мире «Уралвагонзавод», производитель современной бронетехники.
Челябинская область
«ЧТЗ-Уралтрак» выпускает тракторы, бульдозеры, дизельные двигатели двойного назначения, в том числе двигатели для танков.
Завод «Электромашина» делает электрооборудование и электрические системы как гражданского, так и военного назначения.
Радиозавод «Полет» производит аэродромные радиолокаторы, интеллектуальные системы мониторинга, комплексы обнаружения и подавления беспилотников.
СКБ «Турбина» выпускает газотурбинные двигатели и газотурбинные энергоагрегаты. По своему профилю это единственное такое предприятие в России.
СКБ еще и занимается реальным импортозамещением — например, в отношении турбокомпрессоров дизельных двигателей локомотивов, спецтехники и малых судов.
Есть еще копейский завод «Пластмасс» — производитель взрывчатых веществ. Кроме того, «Ростеху» планируется передать недавно национализированный Челябинский электрометаллургический комбинат (ЧЭМК).
На ЧЭМК предстоит решать сложную задачу — не просто модернизации производства, а еще и выноса его за пределы областного центра, как того потребовл президент страны.
Курганская область
«Курганмашзавод» производит боевые машины пехоты (БМП). Это опять же единственное такое предприятие в России.
Завод входит в состав НПО «Высокоточные комплексы» госкорпорации «Ростех».
ХМАО
В Югре «Ростех» через свой холдинг «Швабе» (специализируется на оптике и оптоэлектронике высокотехнологичных оптико-электронных систем как военного, так и гражданского назначения) строит Центр высоких биомедицинских технологий в Сургуте.
Что теперь будет?
Предприятия и научные центры «Ростеха» есть не только на Урале. Всего в мега-корпорации объединены 800 научных и производственных предприятий в 60 регионах России. В сумме в предприятиях госкорпорации работает более 600 тысяч человек.
Опасения Чемезова относительно массовых банкротств в промышленности, связанных с ужесточением кредитно-финансовой политики понятны — ведь без работы рискуют остаться сотни тысяч человек только в одной этой госкорпорации. А Россия может остаться без оборонного щита. И еще много без чего.
Как одновременно сделать приемлемыми ставки по кредитам для предприятий и в то же время успокоить инфляцию, которая несет свои риски для тех же предприятий?
28 октября президент России провел совещание с Центробанком. Глава государства отметил, что нужно обеспечить устойчивость положительной динамики в экономике.