Подготовку к возможному военному конфликту с Россией назвал своей главной задачей еврокомиссар по вопросам обороны, бывший премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс.
В своем выступлении перед депутатами Европарламента (ЕП) он назвал оборону в числе приоритетных направлений будущего состава Еврокомиссии (ЕК). «В моем письме о назначении говорится, что я должен подготовить ЕС к самым экстремальным непредвиденным обстоятельствам в военной сфере. Это означает подготовку к агрессии против государств-членов ЕС со стороны России», — заявил он.
В своем выступлении еврочиновник также сообщил, что к концу нынешнего десятилетия Россия намерена испытать решимость ЕС и НАТО, о чем якобы свидетельствуют данные разведки. Впрочем, никаких доказательств своих слов он не привел.
Кубилюс пообещал, что будет работать над максимально быстрой милитаризацией Евросоюза, увеличением военных расходов входящих в него государств и военной индустрии. Военный еврокомиссар также пообещал создание единого оборонного рынка ЕС, что предусматривает передачу контроля Еврокомиссии контроля над европейским ВПК.
Стоит напомнить, что в октябре Кубилюс уже призывал ЕС готовиться к предстоящей военной конфронтации с Россией, которая, по его словам, может произойти через шесть-восемь лет.
Должность еврокомиссара по обороне и космосу еще в феврале 2024 года предложила ввести глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. В то же время против этого возражает уходящий глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, заявивший, что это нарушит основополагающие принципы договора ЕС и станет вмешательством в компетенции его стран-участниц. Он считает, что не нужно вводить новую должность, а следует наладить взаимодействие между государствами Евросоюза в сфере обороны.
Однако после выборов в Европарламент в июне 2024 года, когда глава ЕК Урсула фон дер Ляйен сохранила свой пост, должность нового Еврокомиссара все-таки была введена, 7 ноября депутаты ЕП утвердили кандидатуру Андрюса Кубилюса.
Антироссийские выпады свежеиспеченного еврокомиссара по военным делам вовсе не противоречат клятвам начальников НАТО, заявляющим о нежелании воевать с Россией, замечает военный эксперт Алексей Леонков.
— Это два конца одной палки. С одной стороны, НАТО не хочет воевать с Россией, потому что альянс к этому не готов. А с другой стороны, еврочиновник говорит: если не готовы — надо готовиться. Все это делается в рамках стратегии «НАТО-20230», разработанной еще во время первого президентского срока Дональда Трампа.
Согласно этому документу все европейские страны следует объединить в единый военно-политический блок, в рамках которого национальные интересы приносятся в жертву общей евроатлантической безопасности. Кстати, руководящие структуры Европейского союза — органа, стоящего над европейскими странами, можно назвать прообразом оккупационной власти, которую никто и никогда не выбирал. Структуры ЕС, по плану, будут являться политическим органом нового блока НАТО.
«СП»: Что будет с военным руководством НАТО?
— Оно будет где-то рядом. Генсек НАТО станет исполнительным директором. То есть все развивается по программе стратегического плана «НАТО-2030», невзирая на все внешние обстоятельства.
«СП»: Включая и результаты выборов в США?
— И на них тоже. Трамп может сколько угодно говорить, что войны при нем прекратятся. Возможно, прекратятся. Но подготовка к войнам будет идти полным ходом. Запад понял, что его уверенность в победе над любым противником, будь то Россия, Китай или еще кто-то, в любой конвенциональной войне (с применением обычного вооружения), оказалась всего лишь иллюзией.
Потому что в ходе СВО, несмотря на огромное количество оружия, которое было поставлено ВСУ и титанические усилия по подготовке личного состава (через европейские «учебки» прошло порядка 70 тысяч военных), украинская сторона не смогла одержать какие-либо внушительные победы. При том, что НАТО поставляло разведывательную информацию, а на территории стран альянса, в объединенных штабах, проходило планирование основных военных операций.
Все это позволило деятелям ЕС, типа Кубилюса, заявить: мы не смогли победить в этом конфликте, поскольку оказались не готовы. Поэтому необходимо все записанное в стратегии исполнять точно и в срок — для должной подготовки к войне с Россией.
«СП»: Предусматривает ли такая подготовка создание европейской армии, о чем порой говорят чиновники и военные стран ЕС?
— Самостоятельной европейской армии не будет. Появится так называемая Евроатлантическая армия, поскольку упомянутая стратегия «НАТО-2030» предполагает, что в блок войдут не только государства Европы, но и других континентов.
Не случайно ассоциированными членами, или партнерами, блока НАТО выступают Япония, Южная Корея, Австралия.
Кроме того, существует военный блок AUKUS, в который пока входят США, Великобритания и Австралия. Я не удивлюсь, если вскоре к этому блоку присоединятся Новая Зеландия и Канада. И тогда коалиция, существовавшая в годы Второй мировой войны, известная как разведка «Пять глаз», возродится в новом качестве.
При этом новая структура будущего альянса будет существовать над блоком НАТО, который, напомню, будет возглавлять исполнительный директор. Над ним появится вышестоящая дирекция из генеральных директоров, президентов и так далее. Думаю, главенствующую роль здесь на себя возьмут США и Великобритания.
«СП»: Получается, страны, не представленные в этой дирекции, будут подчиненными?
— Совершенно верно. Да, это будут страны Европы, Азии, возможно, Африки или Южной Америки, но они будут находиться в подчинении. Внешне новый блок будет выглядеть как некая военная агломерация, расположенная на территории Европы, условное «европейское НАТО», но его реальное руководство останется за создателями — Соединенными Штатами.
«СП»: Кубилюс также говорил о создании единого оборонного рынка ЕС. Получается, еврокомиссар хочет подмять под себя ВПК европейских стран?
— Европейцев будет подминать под себя военно-промышленный комплекс США. А ЕС в структуре европейского рынка ВПК будет выполнять роль некоего распределителя. Он станет формировать заказы, отслеживать их, решать, кому давать зеленый свет, а кому — красный. Это будет такое промежуточное звено между Европой и американским ВПК.
Сейчас ведущие европейские компании, занимающиеся вооружением и военной техникой, за исключением Франции, уже переехали или переезжают на производственные площадки США. Скажем, фирмы британского ВПК являются филиалами американских оружейных корпораций.
Аналогичная ситуация будет с германским Rheinmetall и другими компаниями ВПК европейских стран. А ЕС будет распределять этот огромный пирог между странами континента с оглядкой на ВПК США. Американский военно-промышленный комплекс станет выполнять две функции: укрепления обороноспособности самих Соединенных Штатов и их ближайших союзников, а также усиления военной мощи других стран-членов НАТО.