Андрей Смоляков. Фото: пресс-служба первого канала
К финалу брежневской эпохи Главное управление внутренних дел подошло не в лучшей форме. После ранения Черкасов ушел в отставку и отгородился от внешнего мира на даче. Майор Ковалев (Андрей Мерзликин) явно хочет занять черкасовское место руководителя опергруппы, но проявить активность не так-то просто.
Очень подозрительный несчастный случай, который стал причиной гибели прямо на сцене известного эстрадного артиста, расследовать не дают. Москонцерт напоминает машину для махинаций, причем потенциальные участники афер гибнут один за одним при весьма странных обстоятельствах. Тузы из КГБ явно преследуют свои корыстные цели. Ветераны афганской войны стремительно превращаются в ОПГ и хотят крышевать Москонцерт. Тимофеева (Марина Александрова) оказывается в тюрьме по сфабрикованному делу. В общем, Черкасову пора прервать свое дачное затворничество.
В новом сезоне, который получил название «Метроном», есть все атрибуты «Мосгаза», включая довольно вольное обращение с историей. С последней и правда непросто. Почти все, кто имеет отношение к историческим проектам, называют восьмидесятые весьма капризной эпохой. С одной стороны, она как будто выброшена вместе с евроремонтом и в визуальном отношении восстановить ее та еще задача. При этом многие хорошо помнят, как все было на самом деле, а значит, критиков найдется в изобилии.
В данной ситуации публике лучше сразу смириться с тем, что из исторического детектива получится в лучшем случае детектив, поэтому нет смысла глубоко копать. Конечно, в 1982 году «Наутилус Помпилиус» не давал в московской «Горбушке» угарных концертов, как это показано в сериале. Но пусть это будет небольшим преувеличением, хотя подпольный, по сценарию, концерт на пару тысяч человек — преувеличение не такое уж небольшое.
С заведением, где публика с деньгами отжигает под легкомысленную музыку, а босс Москонцерта выступает кем-то вроде промоутера, наверное, тоже на несколько лет поторопились, но и это не так страшно. Подковерная война силовиков напоминает очень наивную репродукцию сложного полотна, но можно предположить, что подобное упрощение исключительно в зрительских интересах — в федеральном прайме не принято слишком грузить.
Если же очистить от псевдоисторической шелухи саму погоню хороших за плохими, то трудно не признать увлекательность происходящего. Скорее всего, заслуга здесь не столько сценаристов, сколько актеров. Микс старой и новой школы в опытных руках режиссера Евгения Звездакова, снявшего уже несколько сезонов «Мосгаза», получился в целом удачным.
Есть подозрение, что традиционная «добавка» к уже знакомым персонажам на этот раз перетянула все внимание. Игорь Золотовицкий в образе начальника Москонцерта, сторож богемного заведения Сергей Шакуров, афганский ветеран Федор Лавров стали, пожалуй, самыми яркими персонажами, с которыми далеко не все понятно с первых серий. Поищите-ка разгадку, местные теледетективы. Задачка не из простых.