Председателем жюри стал сербский кинорежиссер Эмир Кустурица. Вместе с ним фильмы студентов оценивали иранский режиссер Мехди Фард Гадери, российский режиссер анимационного кино Инна Евланникова, итальянский продюсер Паоло Мария Спина и историк кино из Турции Нилай Улусой.
Лучшим игровым фильмом, по мнению жюри, стал сербский «Посторонний человек». Историю о таксисте, в машине которого за одну ночь происходит несколько неожиданных встреч, снял режиссер Милорад Милатович, студент Загребской академии драматического искусства. Создатель фильма поблагодарил за столь высокую оценку всех членов жюри и признался, что своим приходом в кинематограф обязан фильмам Эмира Кустурицы — своей смелостью и юмором они буквально сформировали стиль молодой балканской режиссуры.
За лучший анимационный фильм наградили Тимофея Скисова — студента ВГИКа, режиссера фильма «Вчера мне было 9 лет». Инна Евланникова подчеркнула, что в этом году программа анимационного кино на фестивале расширилась. У молодых режиссеров и художников вырос интерес к анимации, законы этого сложного жанра студенты исследуют «по-взрослому», но при этом сохраняют немного «детского» интереса. Герои анимационной части программы — это и светлячки, которые ищут свое место в мире, и мальчики, которые верят в новогодние чудеса, и жаждущие крови вампиры, внезапно отведавшие чесночный суп.
Награда за лучший неигровой фильм ушла документальной ленте из Бразилии «Воспоминания и любовные письма на продажу» (реж. Кристина Невес, Руан Бетруче). Его действие разворачивается на фоне повседневной жизни в антикварном магазине Сан-Паоло, где обнаружены старые письма, позволяющие повернуть время вспять и узнать историю любви столетней давности. Слова режиссера из Сан-Паулу Кристины Невес стали самыми трогательными признаниями со сцены: девушка поблагодарила вгиковцев за теплый прием, а также рассказала, что безумно благодарна своей стране за возможности и творческую свободу.
А награду за лучший мультимедийный проект получила индийская картина «Яйцо динозавра» Шрутхила Мэтью. Метафорическая картина о том, как воспоминания становятся частью нарратива, совмещает различные формы неигрового кино от видеоарта до видеоэссе.
Гран-при Эмир Кустурица вручил картине «Вселение» Софьи Чигировой. Действие фильма разворачиваются в мистическом аналоге «бандитского Петербурга». Опытный и циничный следователь (Андрей Чуманов) вместе с молодым напарником, похожим на старшего товарища как две капли воды (Никита Хорольский), расследуют серию самоубийств, в которых, возможно, замешаны потусторонние силы. В основе сценария — рассказ Ганса Гейнса Эверса «Паук», построенный в форме дневника студента-медика Ришара Бракемонта. Сюжет отсылает и к детективным новеллам Эдгара По, готическим романам Мэри Шелли.
Студентка СПбГУКиТ София Чигирова рассказала «МК» о своей картине.
— Это мой дипломный фильм, мистическая история, детектив с элементами психологического хоррора. Мне хотелось сделать картину максимально в духе Петербурга. Когда встал вопрос поиска материала, я наткнулась на рассказ Ганса Гейнса Эверса «Паук». По сюжету происходит загадочное самоубийство в одной из гостиниц Франции. Передо мной стояла задача локализовать эти события в наших реалиях, а также добавить более «российских», узнаваемых персонажей. Французские следователи в фильме превратились в русских полицейских.
Съемки «Вселения» проходили в павильоне «Ленфильма». Во время создания фильма перед командой студентов возникла производственная задача: создать пространство колодца, в котором окна расположены довольно близко друг к другу. В реальной локации такое пространство снять невозможно. На «Ленфильме» студенты построили павильон из двух комнат друг напротив друга. Самыми сложными оказались прыжки из окон.