Глава МИД Британии Дэвид Лэмми озаботился судьбой взятого российскими войсками в плен в Курской области британского наемника Джеймса Скотта Риса Андерсона.
«Я был проинформирован об этом развитии (ситуации) за последние пару дней, и, конечно, мы сделаем все возможное, чтобы предоставить этому гражданину Великобритании всю возможную поддержку», — заявил Лэмми журналистам на полях встречи глав МИД стран G7 в Италии.
В офисе премьер-министра Британии Кира Стармера также заявили, что МИД «оказывает поддержку семье» наёмника. В то же время представитель главы правительства ушёл от ответа на вопрос о позиции Лондона в отношении участия британских граждан в конфликте на Украине, сообщает телеканал.
В канцелярии Стармера также не стали подтверждать, что военнопленный является наемником и не связан с правительством.
Как будут помогать, кстати? Опять будут просить Абрамовича помочь? Стоит ли России вообще вступать в диалог?
История с приговоренным к расстрелу, но отпущенным Эйдером Аслином, который потом вернулся дальше воевать за Украину, явно не пошла на пользу, как внешнему, так и внутреннему престижу России.
А Британии важно его вытащить? Судя по всему, это обычный «солдат удачи», решивший подзаработать, а не кадровый военный…
— Да, Лондону важно помочь, — уверен доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев.
— Потому что это власти Британии отправили его на передовую. И об этом все в Англии прекрасно знают. Вопрос престижа стоит само собой — британским властям важно показать, что они в состоянии дожать Россию. Пусть и по частному вопросу.
«СП»: Как планируется помогать? Опять Абрамовичу звонить будут, или еще каналы имеются?
— Неформальные каналы по линии спецслужб и через олигархов имеются. Попробуют подключить того же Абрамовича или Фридмана. Или обменять на кого-то важного для России, сидящего в тюрьмах стран Запада.
«СП»: А нам как поступить? Смертной казни у нас нет, в ДНР теперь российские законы. ПМЖ в «Полярной сове» или «Черном дельфине»? Отправить восстанавливать разрушенные города?
— Отправить в Белоруссию. Там есть смертная казнь. Или инсценировать несчастный случай. Законы мирного времени на войне на действуют. Против нас воюют всерьёз — и мы должны отвечать так же.
«СП»: Может, обменять его? Ну, если он не участвовал в военных преступлениях… Каков вообще его статус?
— Британия — не сторона конфликта, как и другие страны НАТО. А раз так — любое присутствие их граждан в зоне СВО можно трактовать как наёмничество. Или же добровольчество.
Пусть выпускают в обмен публициста Скворцова, томящегося в киевских застенках. И всех сидящих активных деятелей Антимайдана. Только в таком случае этому выродку можно сохранить жизнь.
«СП»: Если этот наемник также избежит наказания, это повлияет на желание других ехать на Украину?
— Повлияет. Ехать будут более охотно, нежели в случае его расстрела. В Британии имеются тысячи потенциальных желающих съездить на Украину. А кого-то, вроде отпетых уголовников, могут отправить и против воли.
Насколько мне известно, до тысячи британцев сейчас может воевать в рядах ВСУ. Не считая тех, кто сидит по штабам или прикомандирован по линии МИ-6.
— Иностранные наемники на Украине делятся на две различные по значимости и влиянию категории — это прямо участвующие в конфликте офицеры структур НАТО, а также искатели приключений, — отмечает экс-боец ополчения ЛНР Александр Аверин.
— Британский наемник Андерсон относится ко вторым. Не стоит думать, что они так уж безобидны — ведь подобные искатели приключений ведут боевые действия против наших солдат.
Однако их квалификация не позволяет нанести существенный ущерб. Скорее, ущерб наносится им, как мы и видим на примере Андерсона.
А пристальное внимание британской прессы объясняется просто — тем самым они отвлекают фокус общественного интереса от присутствующих на Украине британских офицеров, тех же ракетчиков, обслуживающих Storm Shadow. Дескать, здесь находятся простые британские солдаты, приехавшие в частном порядке.
Нашей стороне нужно воспользоваться британской игрой и перехватить инициативу. Наемника Андерсона нужно обменять на лидера боснийских сербов Радована Караджича, он как раз сидит в британской тюрьме Пакхёрст на острове Уайт.