Что молодежь привносит в бизнес Малый и средний бизнес Руководитель АО «Деловая среда» Алексей Грищенко — о тенденциях развития малого бизнеса
За девять месяцев 2024 года число открытых ИП или ООО в стране увеличилось на 21%, следует из результатов нашего исследования. Чаще всего бизнес регистрировали в рекламе (число новых компаний увеличилось на 34%), розничной торговле (33%), на рынке недвижимости (33%), в сельском хозяйстве (31%), сфере персональных услуг (30%), общепите (28%) и строительстве (18%).
Растет предпринимательская активность молодежи. В этом году число тех, кто открыл ИП или ООО в возрасте до 35 лет, выросло на 14% по сравнению с прошлогодним. Помогает им в этом национальный проект «Малое и среднее предпринимательство». По нему будущие или действующие предприниматели могу воспользоваться финансовыми и нефинансовыми мерами поддержки, стать участниками специальных программ или получить грант для развития своего дела. Молодое поколение руководствуется прежде всего стремлением к независимости и свободе от стандартных рабочих графиков. Они готовы к рискам: неудачи воспринимают как опыт, а не как поражение.
К тому же в обществе растет уважение к предпринимательской активности: 64% россиян готовы оказать поддержку своему ребенку в создании бизнеса в возрасте 18–21 года, следует из совместного исследования «Деловой среды» с аналитиками медиахолдинга Rambler & Co. Основные риски раннего начала предпринимательской деятельности россияне видят в недостатке у молодого поколения знаний и опыта, помехе получению высшего образования, а также в возможных долгах и нехватке характера. 56% участников опроса идеальным возрастом для открытия первого бизнеса считают 22–35 лет, 22% — 36–45 лет.
Доступность информации и технологий — важный фактор предпринимательской активности нового поколения.
В частности, платформы е-commerce предоставляют начинающим предпринимателям возможность старта бизнеса без необходимости значительных вложений в инфраструктуру. Молодые люди, привыкшие к онлайн-покупкам, легко адаптируются к работе на маркетплейсах.
Вероятно, рост популярности онлайн-покупок среди молодежи стал важным стимулом для открытия бизнеса на маркетплейсах. Не случайно среди тех, кто решился открыть свое дело сразу после школы (18–19 лет), самым популярным видом бизнеса оказалась онлайн-торговля. Их доля составила 20% от числа новых компаний в сфере розничной торговли.
Кроме того, сфера IT признана наиболее перспективной для юных предпринимателей: согласно нашим опросам, в этом году она вошла в топ-10 самых популярных для открытия бизнеса среди молодежи. Темпы открытия новых компаний в секторе году увеличились на 3 п.п. по сравнению с 10% в прошлом году.
Сегодня IT-отрасль продолжает активно развиваться, предоставляя возможности для стартапов и инновационных проектов. А рост спроса на цифровые технологии, онлайн-услуги и автоматизацию процессов делает IT-сферу особенно привлекательной для предпринимателей.
Ключевыми препятствиями при этом для предпринимательства в отрасли остаются нехватка знаний (46%), отсутствие навыков ведения бизнеса (23%), недостаток материальных ресурсов на открытие (15%).
В целом для старта бизнеса отсутствие знаний и денег — ключевые проблемы, показывает совместное исследование «Деловой среды» с сервисом «Работа.ру»: у 72% опрошенных нет стартового капитала и у 37% — навыков и опыта.
Эти проблемы решаются в том числе с помощью программ господдержки. Государство предоставляет субсидии и гранты для малого и среднего бизнеса, что позволяет покрыть часть расходов на запуск проекта. Популярностью также пользуются программы льготного кредитования. Эти и другие меры поддержки можно получить, став участником нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство»: зарегистрироваться на платформе МСП.РФ или обратиться в один из центров «Мой бизнес».
Еще одним помощником все активнее становится искусственный интеллект. Так, 19% опрошенных предпринимателей уже активно используют ИИ, еще 26% задействуют его не на полную мощность, оставляя возможности для дальнейшего развития. Использование искусственного интеллекта становится важным инструментом в бизнесе. В 38% случаев ИИ в компаниях применяется для анализа данных, в 20% — для автоматизации процессов, в 19% — для отслеживания трендов и в 11% — в маркетинге и рекламе.
Важную роль играют образовательные программы, курсы и менторская поддержка. Например, в этом году в пяти кейс-форумах, которые мы провели в разных городах России, приняли участие в общей сложности более 4 тыс. человек.
Бизнес готов учиться. Согласно последнему исследованию «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» от «Сбера», Минэкономразвития и фонда «Общественное мнение», только 20% предпринимателей сказали, что им достаточно знаний для ведения бизнеса. В свою очередь, 40% владельцев бизнеса планируют обучение в ближайший год.
Более того, концепция lifelong learning (непрерывного обучения) стала основой развития предпринимателей. В условиях быстрого изменения технологий и рынков постоянное обновление знаний служит ключом к конкурентоспособности — помогает адаптироваться к новым вызовам, улучшать навыки управления и расширять горизонты. Такой подход также способствует развитию гибкости мышления, что важно для успешного преодоления неопределенности и рисков в предпринимательской деятельности.
Сегодня молодежь видит в бизнесе не только способ заработать, но и возможности личностного роста. Поэтому новое поколение готово бросить вызов традиционным карьерным путям, создавая новые возможности для себя и общества.