Шедшее из России китайское судно Yi Peng 3 умышленно повредило подводные кабели связи в Балтийском море. Об этом пишет The Wall Street Journal со ссылкой на высокопоставленного европейского следователя, занимающегося этим делом.
Картина происшествия, по версии собеседников издания, выглядит таким образом. 17 ноября около 21:00 по местному времени китайский сухогруз, направлявшийся из российского порта Усть-Луга в египетский Порт-Саид с грузом удобрений, бросил якорь в шведских водах, но продолжил движение при выключенном транспондере. После чего произошел обрыв первого кабеля между Швецией и Литвой. А через честь часов — к тому времени судно прошло еще около 111 миль — последовало повреждение второго кабеля между Германией и Финляндией.
Корабли датских Военно-морских сил, отправившиеся в погоню, смогли перехватить Yi Peng 3, в итоге вынудив его встать на якорь в международных водах в проливе Каттегат, соединяющем Балтийское и Северное моря. В ходе последующего внешнего осмотра корпуса сухогруза на нем были обнаружены повреждения, характерные для зацепа якоря и обрыва тросов.
На данный момент балкер все еще находится там, где его «припарковали» датчане.
«Датские вооруженные силы подтверждают факт своего присутствия возле китайского судна Yi Peng 3, которое подозревают в повреждении кабелей на Балтике, но не комментируют сведения о его остановке или задержании» — сообщил ТАСС в четверг вечером.
Европейские следователи, разбирающиеся в инциденте, склоняются, что к тому, что телекоммуникационные кабели были повреждены намеренно.
«Учитывая мягкие погодные условия и контролируемую высоту волн, вероятность случайного зацепа якоря представляется минимальной», — говорится в анализе, подготовленном для WSJ аналитической компанией Kpler.
При этом несколько западных сотрудников правоохранительных органов и разведки заявили изданию, что не считают китайское правительство причастным к инциденту. Но подозревают, что «на диверсию» китайского капитана судна могли «спровоцировать российские спецслужбы».
Ну и аргумент «железный» — в команде сухогруза, оказывается, есть матрос с российским гражданством.
Кроме того, старший научный сотрудник Пенсильванского университета Бенджамин Шмитт обратил внимание на еще один весьма «подозрительный» факт.
Оказывается, с конца 2019 года Yi Peng 3 работал только в китайских территориальных водах, но в марте 2024 года резко изменил схему работы и начал перевозить российский уголь и другие грузы, совершая заходы в Находку, Мурманск и в порты в Балтийском море.
Только слепой не увидел бы в этом «руку Москвы».
В пресс-службе Кремля, правда, все эти «хайли лайкли”-выводы источников WSJ расценили, как «абсурдные, ничем не подкрепленные обвинения».
Но если поиски «русского следа», даже там, где его по определению быть не может, — давняя забава наших бывших западных «партнеров», граничащая с паранойей, то вот так (пусть и завуалировано, однако без реальных прямых доказательства) указывать пальцем на Китай как на «подрывника» европейской безопасности — это что-то новое.
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила ведущего научного сотрудника Центра исследования проблем безопасности РАН, политолога Константина Блохина:
— Версия — это всего лишь предположение, интерпретация. Кто тут виноват реально, мы можем и не узнать. Но обычно во всех «смертных» грехах Запад привык обвинять Россию и Китай, а для этого им даже не нужны доказательства. Как это было, например, с «делом Скрипалей» или выборами Трампа в 2016, куда мы якобы вмешались.
Китай же, с точки зрения западников, «крадет рабочие места, ведет торговую войну, загрязняет окружающую среду и спровоцировал пандемию ковида». И никто тут не собирается искать корень проблемы. Запад всегда просто ищет крайнего. И этих «крайних» у него обычно двое — Россия и Китай. Две главные «оси зла», которые якобы пытаются подорвать западную систему.
Сейчас у европейцев есть претензия к Пекину по автомобилям, поскольку китайские электромобили завоевывают все рынки, и местные автопроизводители производители просто не знают что делать. Например, немецкий автоконцерн Volkswagen в октябре объявил о закрытии как минимум трех заводов из десяти в Германии.
«СП»: А может версия WSJ быть как-то связана с Трампом, учитывая, что это издание является фактически рупором республиканцев? Ведь антикитайский настрой избранного президента давно известен…
— Могу предположить, что, высказывая таким образом претензии Пекину, Европа конкретно подстраивается под Трампа, исходя из его точек зрения и его такой запредельной китаефобии. То есть европейцы как бы пытаются предугадать его последующие шаги.
Но меня удивляет, как они быстро во всем разобрались. И главное — в «нужном» направлении. Притом что в этом районе Балтики не только китайские или российские суда ходят. Сами же натовцы могли порвать эти кабели во время морских учений, тем более что подобные повреждения, по утверждению специалистов, могут наноситься якорями траулеров или спасательных судов даже случайно.
Поэтому надо провести официальное расследование и дождаться результатов, основанных на конкретных, неопровержимых доказательства. А не назначать виновных, исходя из политической целесообразности.
«СП»: Но расследование диверсии на «Северных потоках» тоже проводилось как бы официально, но нас к нему не допустили. И в итоге выдали совершенно смехотворную версию об украинских боевых аквалангистах, которые якобы и взорвали газопроводы.
— Нужно как-то прикрыть американские уши, которые здесь везде торчат. А Украины для них не является ценных активом.
Они на Украине даже ядерное оружие готовы использовать — об этом, кстати, республиканские «ястребы» откровенно говорили.
При этом англосаксы нашу газовую инфраструктуру взорвали. Постройка которой, по оценке немецкой прессы, на двоих — т.е. на Россию и Германию — обошлась в 40 млрд евро. Но мы ведь на это вообще не ответили.
«СП»: Какой, по-вашему, может быть реакция Пекина на все эти инсинуации? Год назад, когда китайское судно повредило газопровод Balticconnector, соединяющий Эстонию и Финляндию, из всех европейских «утюгов» обвиняли Россию. Но потом Китай признал, что авария случилась по его вине из-за сильного шторма, и извинился.
— Посмотрим. Если, действительно, дело в китайском сухогрузе, я не думаю, что китайцы будут это пытаться скрывать. Но это точно не могло быть какой-то спланированной акцией да еще с подачи якобы российских спецслужб. Это какая-то примитивная конспирология.
Если дело дойдет до каких-то конкретных действий со стороны ЕС, то и Китай будет, скорей всего, зеркально реагировать.
Напомню, когда несколько лет назад канадские власти по просьбе США задержали финансового директора и дочь основателя компании Huawei Ваньчжоу Мэн по обвинению в нарушении санкционного режима в отношении Ирана, то китайцы в ответ задержали 13 канадских граждан. И Мэн сразу же освободили.
«СП»: Насколько Европе небезопасно сейчас ругаться с Китаем?
— Европейцы идут в фарватере США. Да, между Европой и КНР есть колоссальная экономическая взаимозависимость. Но если поступит «отмашка» из Вашингтона, эта взаимозависимость будет рваться. Европейцы станут послушно выполнять все требования американцев, невзирая на ущерб, который они наносят тем самым собственным странам.
На самом деле, здесь все решает не экономика, а политика. Вот между США и Китаем тоже гигантская экономическая взаимосвязь. А в итоге — снова разрыв этих связей, снова КНР — главный противник, снова создаются военные блоки против него…
Поэтому, конечно, в этих вопросах ключевую роль играет давно политика, а не экономика.