Руководители американских нефтяных компаний и инвесторы призвали Дональда Трампа отказаться от политики давления на президента Венесуэлы Николаса Мадуро, которую американский политик проводил во время своего первого срока, сообщила Wall Street Journal.
По данным газеты, бизнес предложил сделку — США начинают импортировать больше венесуэльской нефти в обмен на сдерживание Каракасом миграционных потоков из страны.
Источники WSJ, знакомые с позицией венесуэльских властей, упомянули, что таким образом Мадуро мог бы помочь Трампу успешнее выполнить одну из своих основных политических целей — сократить миграцию в США.
Об американской внешней политике в отношении Венесуэлы «СП» рассказал кандидат экономических наук, аналитик Николай Кульбака.
— Американским фирмам Венесуэла не очень интересна. Не думаю, что в отношениях между двумя государствами будет серьезное улучшение, хотя не стоит исключать определенный торг с Мадуро. Экономика Венесуэлы не очень большая, она может торговать преимущественно нефтью, которой в США и так достаточного много — страна занимает первое место по добыче.
«СП»: Венесуэла поставляет высокосернистую нефть, которая требуется для производства ряда нефтепродуктов в США. Этот фактор может как-то повлиять на потенциальные переговоры?
— Все зависит от конкретных производителей и компаний, которые лоббируют свои интересы. Возможно они попытались наладить разговор с Трампом, чтобы он продвинул их позицию. А может информация, попавшая в WSJ, — это всего лишь игра на публику, чтобы показать, что Трамп является великим миротворцем. США заинтересованы в том, чтобы часть Латинской Америки стала спокойнее, и чтобы оттуда шло меньше беженцев. В таком случае будет проще вести бизнес.
При этом нефть не является главным продуктом для США, для них важнее экспортировать высокотехнологическую продукцию. С одной стороны, страна заинтересована в том, чтобы на рынке было больше нефти по более низким ценам, но, с другой стороны, американские нефтяные производители не очень хотят, чтобы нефть была дешевой.
Всегда идет поиск решений, которые кому-то будут выгодным, а кому-то нет.
Но если говорить о снятии ограничений США на торговлю с Венесуэлой можно как о чем-то достаточно реальном, то потенциальная отмена американских санкций с России остается крайне дискуссионным вопросом, обсуждение которого возобновилось после победы Трампа на выборах. «СП» спросил у аналитиков, возможно ли такое развитие событий.
— Санкции отменить сложно, потому что они разные, и их накладывали по разным причинам в течение длительного времени. Не все санкции вводились президентом, многие из них — Конгрессом.
Опыт показывает, что просто так снятия ограничений не будет, рассчитывать на это я бы не стал. По крайней мере у Трампа интереса к этому нет. Он четко работает на американскую экономику. Тем более то, что Трамп говорит и то что он делает — это далеко не одно и то же, — подчеркнул Кульбака.
Обсуждение потенциального изменения политики Вашингтона в отношении Москвы продолжила руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Виктория Журавлева.
— Команда Трампа безусловно будет вести другую политику относительно действий текущей администрации Джо Байдена. Вопрос в том, насколько такая политика для России будет более приемлемой, чем текущая. Американская дипломатия в отношении России полностью завязана на фокусное направление — Китай. В этом смысле будет продолжение усилий Трампа по снятию с себя обузы украинского конфликта.
«СП»: То есть США сложнее действовать на два фронта?
— Сложнее не будет. Вопрос в восприятии — американцы справляются и дальше могли бы справляться. Просто республиканцы, в отличие от демократов, считают, что в борьбе на два фронта нет смысла, когда есть более приоритетное направление.
«СП»: Будет ли Трамп размораживать российские валютные активы в США, которые оцениваются в $5 млрд?
— Чисто теоретически, если будет договоренность, то у президента США есть возможности для маневра. Если будет какой-то торг между Россией и США, то Трампу есть чем торговаться. Но вопрос в том, какой список будет у него, что именно он готов отдать. Российские интересы понятны, а американские, что при Трампе, что при Байдене, одинаковые — им нужно с одной стороны, снять украинскую нагрузку, а с другой — сделать так, чтобы Россия не усилилась.
Та экономическая изоляция России, которую сейчас реализует текущая администрация Байдена, нужна и республиканцам. Усиливающаяся Россия — не в их интересах. Они пока не очень понимают, как будут балансировать, как сдерживать Китай, насколько им нужна в этой задаче Россия. Поэтому список конкретных уступок со стороны США сейчас называть нет смысла.
Однозначно полностью санкции США с России не снимут, для этого нужен полный межпартийный консенсус для принятия нового закона, такого в принципе не случится. Какие-то послабления ограничений могут быть, к примеру, недавних вторичных санкций.
Могут быть какие-то подвижки в сфере виз или нормализация контактов с российскими посольствами. Скорее все же будут сделаны показательные шаги, говорящие об изменении отношений, но которые могут не нести за собой реальных изменений.
«СП»: Возможно США могут отменить какие-то ограничения, которые им самим невыгодны?
— Да, как минимум, могут принять очередное дополнение, которое расширит возможности импорта того же российского урана.
Сейчас они ограничены январем 2028 года, сделают, к примеру, возможным выдачу разрешений до 2035 года. То есть выгодные для себя шаги американцы точно будут делать, а остальное под вопросом.
Самым интересным было бы уменьшение финансовых санкций — отключение ряда крупных российских банков от SWIFT и ограничения против Мосбиржи и Газпромбанка. В таком случае началось бы реальное изменения отношений между Россией и США.
Но надо понимать, что это будет результатом жесткого торга. Просто так Трамп ничего не будет отдавать. Вопрос в том, насколько сильны будут наши аргументы. Трамп с таким же успехом может сыграть на стороне Украины, то есть разрешить дополнительное финансирование страны. Однако ему такой поворот менее выгоден, поскольку это сильно не понравится правому крылу республиканской партии, которое перестроилось на другую риторику, но в целом поддержка Киева со стороны Трампа возможна.
«СП»: Получается, что силы республиканцев, не настроенных против России, выросли?
— Да, их стало больше. Основной фокус для них — не Россия, главное — противостояние с Китаем. Затраты на Украину рассматриваются этим крылом как бессмысленные в связи с тем, что бороться, по их мнению, надо в другом месте.
«СП»: Как они могут бороться с Китаем?
— Блокировать поступления технологий. Будет попытка остановить развитие КНР в информационно-технологической области. Все возможные санкции, которые только можно применить, вроде антироссийских. Также будет вестись дальнейшее повышение тарифов на китайские товары.
США могут попробовать окончательно вывести свои технологические компании из Китая, возможно для них будет даже введен запрет на взаимодействие с китайскими фирмами. В целом, при Трампе будет сильный акцент на защите американской технологической сферы.