В спектакле “Алиса”. Фото – Стас Левшин. Пресс-служба БДТ
За свою счастливую профессиональную судьбу, какая редко складывается у актрис, Фрейндлих сыграла не одну сотню ролей в театре и кино. Она всегда была единственной и неповторимой и до сих пор выходит на сцену БДТ им. Товстоногова вместе с Олегом Басилашвили, несколько месяцев назад отметившим 90-летие.
На спектакль «Лето одного года», где они играют супругов, попасть невозможно. Билеты на него продаются только по паспортам. Таких спектаклей в БДТ всего два. Но там, где Фрейндлих, борьба со спекулянтами обречена на провал.
Она — одна из редких актрис, которые продолжают сниматься в кино, несмотря на годы, но крайне избирательно. Две последние по времени картины были связаны для Фрейндлих с участием ее любимого внука Никиты Владимирова. Он успел заявить о себе как продюсер, попробовал силы в режиссуре. Так появились «Родители строгого режима», который он снял, и «Карп отмороженный» Владимира Котта, который Никита продюсировал. Чуть раньше Фрейндлих снялась в «Большом» Валерия Тодоровского, где великолепно сыграла педагога хореографического училища и бывшую балерину. Это одна из лучших ее ролей.
Еще одна важная работа последних лет — Алиса в одноименном спектакле БДТ в постановке Андрея Могучего по мотивам произведений Льюиса Кэрролла. До недавнего времени Фрейндлих его играла на камерной сцене Каменноостровского театра, выходила в гущу зрителей, растворяясь среди них, и эта ее близость сводила с ума. Она была невероятна, когда предавалась воспоминаниям о собственной жизни, которая тоже наполнена чудесами, как у Алисы в Стране чудес. В спектакле была юная Алиса, которую играла молодая актриса, и та, что старше, и она плыла по волнам своей памяти, причудливым образом сохраняющей какие-то важные и незначительные эпизоды, а какие-то вычеркивающей. Взрослая Алиса страдала от бессонницы и погружалась в тайны подсознания. Премьера состоялась, когда Алисе Фрейндлих было 79 лет, и еще до пандемии можно было ее увидеть в этой необычной роли.
Среди множества картин, в которых снималась Фрейндлих, есть особенная — это «Сталкер» Андрея Тарковского. Его изучают в киношколах всего мира. Ее знает каждый настоящий синефил в любой точке мира.
О том, как снимался шедевр Тарковского с непростой судьбой, мы поговорили с кинорежиссером Евгением Цымбалом. Это сейчас он лауреат британской кинопремии BAFTA и российской «Ники», обладатель более 50 призов на фестивалях мира за игровые картины «Защитник Седов» и «Повесть непогашенной луны» и документальные ленты «Сны Сталкера», «Дзига и его братья», «Другой Тютчев», «Тетрадь сожженного гетто», «Оскар». А тогда он работал администратором, ассистентом по реквизиту, вторым режиссером на «Восхождении» Ларисы Шепитько, картинах Никита Михалкова и Эльдара Рязанова.
У своего мастера Эльдара Рязанова Евгений Цымбал не только учился на Высших режиссерских курсах, но и работал ассистентом по реквизиту на «Служебном романе», после которого перешел на «Сталкер», где на протяжении двух лет был ассистентом по реквизиту, а потом и вторым режиссером.
Евгений Цымбал. Фото – Светлана Хохрякова
Мы поговорили с Евгением Цымбалом о том, как Алиса Фрейндлих оказалась в картине Тарковского.