Появление Владимира Зеленского и Александра Сырского в военной форме на грандиозном культурном событии — открытии после реставрации Нотр-Дам-де-Пари — выглядело нелепо и жалко. Даже такой повод, как открытие собора, киевский вождь использовал для того, чтобы униженно выклянчивать себе вооружение, пишет France 24. Ведущая французская газета Le Monde пишет, что Зеленский неуместно пытался играть роль «strong man», то есть сильного политика.
Зеленского принял у себя французский президент Эммануэль Макрон, третьим участником встречи стал избранный американский президент Дональд Трамп. И именно Трамп оттянул на себя все внимание — на его фоне, разумеется, Зеленский и даже хозяин мероприятия казались мелкими политическими фигурами, обращает внимание Politico.
Все западные издания, освещавшие саммит, обращали внимание именно на заявления Трампа. А они стали крайне неприятными для амбиций Зеленского, который улетел из Парижа как оплеванный.
Заявления Трампа наконец-то расставили все точки над «i». После его победы западные эксперты долго гадали относительно будущего, обращает внимание Pоlitico.
Его предложенная команда включает как «ястребов» по отношению к России и сторонников расширения НАТО (таких как советник по национальной безопасности Майк Уолтц и будущий госсекретарь Марк Рубио), так и тех, кто критиковал НАТО и призывал к сокращению помощи Украине (кандидат на пост министра обороны Пит Хегсет и вице-президент Джей Ди Вэнс).
«Звездное» появление Трампа в Париже резко контрастировало со все более позорным долгим прощанием Джо Байдена. Уходящий навечно президент подвергся жесткой критике даже со стороны своей собственной партии — после того, как он помиловал своего сына Хантера, нарушив основной принцип своего президентского срока — что все равны перед законом.
Причем объявление о поездке Трампа в Париж появилось в тот момент, когда Байден прибыл в Анголу с официальным президентским визитом, пишет Reuters. Байден стремится подчеркнуть приверженность США странам Африки к югу от Сахары, особенно на фоне того, как в этом регионе все большую роль играет Китай.
Правда, дряхлый и беспомощный Байден уже не мог привезти африканским лидерам ничего, кроме вялых рукопожатий. И в это же самое время Трамп находился в окружении мировых лидеров и решал мировые проблемы.
Большинство западных экспертов охарактеризовали организованное Макроном мероприятие как политический цирк.
— Да Макрону просто нравится устраивать шоу! — говорит в интервью Le Figaro Аранча Гонсалес, бывший министр иностранных дел Испании. — Так что мы не должны питать никаких иллюзий.
Понятно, именно поэтому Макрон так старался пригласить Трампа. Причем он должен был встретиться с Зеленским и Трампом поодиночке, но в последний момент протокол Елисейского дворца изменил программу, и саммит стал трехсторонним.
Как с неприкрытым отвращением пишет CNN, Макрон пытался выиграть «нескончаемую борьбу между европейскими державами за то, чтобы стать главным проводником Вашингтона по другую сторону Атлантики».
Макрон долгое время стремился позиционировать Францию как доминирующую европейскую державу, особенно после ухода на пенсию бывшего канцлера Германии Ангелы Меркель. Требовал ввести санкции против российского СПГ и обещал направить в Украину французский спецназ или наемников ЧВК.
Но всего этого оказалось недостаточно, чтобы у Макрона сформировался имидж сильного политика международного уровня, пишет CNN. Особенно громкую пощечину он получил от Трампа, который отказался поддерживать его воинственную риторику против России.
Ведущий американский журнал, посвященный внешней политике, Foreign Policy, оценивая итоги провального для Макрона и Зеленского саммита пишет: Трамп однозначно заявил, что намерен в ближайшее время положить конец украинскому конфликту.
Трамп будет пытаться заключить сделку с Владимиром Путиным, с которым давно и хорошо знаком. Затем Трамп будет добиваться, чтобы эту сделку приняли Украина и Европа, без согласия которых любое соглашение может оказаться бесполезным и не привести к окончанию конфликта.
— Путин воспользуется желанием Трампа достичь соглашения, чтобы выторговать уступки от США, создать раскол на Западе и подорвать поддержку Украины, — прогнозирует Foreign Policy. — Это может облегчить России задачу подчинения и политического контроля над Украиной.
Издание пишет, что Трамп воспринимает Путина, как находящегося в заведомо выигрышной позиции. Позиции Украины укрепляться не будут, уже дал понять американский президент: новой военной помощи ВСУ может и не быть.
Впрочем, Foreign Policy сомневается в возможностях Трампа как переговорщика, приводя в пример Северную Корею. Во время своего первого президентского срока Трамп пытался заключить сделку с «ракетчиком», как он называет северокорейского лидера Ким Чен Ына.
Трамп сначала угрожал уничтожить Кима и его страну, затем выразил любовь и уважение к нему на двух широко освещенных встречах, а затем просто ушел от всей проблемы без каких-либо результатов. На сегодняшний день ядерная программа КНДР значительно продвинулась по сравнению с тем временем, когда Трамп пытался ее остановить.