Специалисты Института космических исследований РАН работают с опережением графика — вместо 2025 года, на который планировался запуск нового прибора, отправили его уже в этом году и даже успели испытать в действии. А в ближайшую среду он будет включен в постоянную работу.
Как рассказал «МК» руководитель лаборатории ядерно-физических приборов ИКИ РАН Максим Мокроусов, прибор представляет собой детектор размером с небольшой чемоданчик, к которому прилагается некоторое количество различных экранов. Эти экраны – прообраз радиационного убежища, которое ученые создают для межпланетных пилотируемых полетов, как защиту для будущих миссий.
– Любопытно, что раньше в космосе почти никто не уделял внимания нейтронному потоку, – ни на «Салютах», ни на «Союзах», ни на МКС, – говорит Мокроусов. – А между тем, нейтроны – это основные частицы, от которых надо защищать членов космических экипажей. Ведь они, помимо других тяжелых частиц – протонов, составляют около 25 процентов от всей радиационной составляющей космоса. Это показал наш предыдущий прибор БТН-М1, который был ранее установлен на внешней стороне Международной космической станции.
Тем временем для исследователей важно было узнать, что происходит с бьющими по станции лучами не только с наружной стороны, но и внутри жилых отсеков. Иными словами, им надо было померить вторичное радиационное излучение. Оно, по словам Максима Мокроусова всегда словно перетекает из одного в другое – протоны выбиваю гамма-лучи, гамма-лучи выбивают нейтроны…
– То, что мы сейчас меряем (в среду уже включаемся в постоянный режим), – первые сопоставления наших БТН, внешнего и внутреннего, – комментирует ученый.
Прибор БТН-М2. Фото предоставлено ИКИ РАН
Новый эксперимент позволит нам понять, до какой степени станция сама рождает вторичное излучение.