Поговорка «каков отец, таков и сын» не всегда звучит доброжелательно, но претендент на пост президента Международного олимпийского комитета, вице-президент МОК, испанец Хуан Антони Самаранч-младший надеется почтить память своей семьи в июне, когда нынешний руководитель МОК Томас Бах уйдет наконец-то покинет кресло, которое несколько десятилетий назад занимал Антонио Самаранч-старший.
фото: globallookpress
Хуан Антонио Самаранч-младший, вице-президент МОК, долгие годы работающий в руководстве различных международных спортивных федераций, стремится подражать своему покойному отцу, патриарху олимпийского движения, в гонке за пост президента МОК. И признает, что его предыдущая карьера в качестве продавца духов научила его продавать. По его словам, этот ценный урок он мог бы использовать, если бы действительно стал вторым представителем своей семьи, кто займет руководящую должность в штаб-квартире МОК в швейцарской Лозанне.
Хуан Антонио Самаранч-младший с радостью признался в интервью Agence France-Presse, что он «не мог отличить лаванду от лимона, когда продавал духи». Но 65-летний испанец также признает, что работа научила его коммерческой смекалке. Спустя десятилетия он мог бы увидеть, что этот тяжело усвоенный урок принесет плоды, если он победит шестерых соперников в президентсокй гонке, чтобы сменить Баха в качестве самого влиятельного человека в мировом спорте на выборах в марте следующего года. Выборы нового президента МОК пройдут в Греции на генассамблее организации.
В случае успеха Самаранч-младший войдет в историю — его отец с таким же именем был президентом МОК с 1980 по 2001 год и превратил организацию в одну из самых успешных с коммерческой точки зрения транснациональную корпорацию.. Самаранч-младший был избран членом МОК в 2001 году, когда его отец ушел в отставку. Но, по его словам, «он никогда не надеялся, что его фамилия как-то поможет в развитии его олимпийской карьеры» или «будет использована против» него.
Бах и Самаранч-младший / фото: globallookpress
Ухоженный испанец построил успешную карьеру в МОК. Он был избран вице-президентом в 2012 году и занимал другие высокие должности.
Западные СМИ задаются вопросом: после более чем двух десятилетий работы в МОК, что он может пообещать более чем 100 членам и внешнему олимпийскому и спортивному миру, если именно его изберут президентом?
«Опыт, перспектива, суждение и сотрудничество, — говорит Самаранч-младший. – Потребуется большой опыт. Потребуется большой взгляд на вещи, чтобы понять, в какие бои вступать, а в какие — нет. Вы не можете выиграть их все, поэтому вам лучше выбрать их хорошо. Помните, что президенту МОК приходится общаться на равных с такими гигантами, как США, Китай, Европейский союз и Индия. И поэтому вам понадобится здравый смысл, чтобы сидеть за одним с ними столом. Вы не сможете сделать это в одиночку, поэтому сотрудничество — это здорово».
Отцу четверых детей, который после увлечения парфюмерией сделал успешную карьеру в банковском деле, понадобятся все четыре качества, чтобы справиться с предстоящими трудностями.
Россия, по мнению тех же самых западных СМИ, остается самой острой проблемой в Олимпийском движении. Поскольку Бах сначала преследовал ее из-за во многом раздутого допингового скандала на зимних играх в Сочи в 2014 году, а затем ввел против нашей страны анти-законные, нарушающие Олимпийскую хартию санкции из-за начала СВО в 2022 году.
Самаранч заявил, что понимает, какие эмоции некоторые русофобские политики и спортивные чиновники испытывают за пределами МОК. Например, министр спорта Украины Матвей Бидный заявил агентству AFP, что преемник Баха на посту президента МОК должен “проявить к России холодный прием”.
фото: globallookpress
Со своей стороны Самаранч-младший считает, что Россию следует снова приветствовать в спортивном мире. Правда, с многочисленными оговорками и ограничениями.
В частности, Самаранч сказал, что “как только русские выполнят свои обязательства по Олимпийской хартии — а сейчас этого не происходит — нам придется попытаться вернуть Олимпийский комитет России в игру. Вселенная, мир очень сложны, и существует очень много разных способов смотреть на вещи».
«Поэтому нам нужен моральный компас. Мы не можем просто принять одно решение вправо, а затем решить пойти влево, в зависимости от наших личных чувств или чего-то еще. Наш моральный компас — Олимпийская хартия», — пояснил он.
Говоря о России, Самаранч сказал, что приоритетом МОК является «защита молодежи и спортсменов от проблем, которые могут возникнуть из-за отношения или действий их правительств». Он сказал, что искрой, которая зажгла фитиль для его участия в гонке, стала «магия» Парижских игр этого года .
Несмотря на все эти заявления, российскому спорту и его руководству не стоит обольщаться на счет Самаранча-младшего. В частности потому, что он поддержал участие боксеров Имане Хелиф и Ли Юн-Тиня в женском олимпийском турнире в Париже. Причем он не просто поддержал это решение, а раскритиковал тех, кто думает иначе: «Я горжусь тем, что мы стоим на их стороне и продолжаем это делать».
Вместе с этим позиция Самаранча-младшего по участию спортсменов-трансгендеров в женских турнирах не совсем четко определена. По его словам — это «другое дело». «Мы должны на 100% защищать безопасность и равные условия в женских соревнованиях», – заявил Самаранч. Добавив, что за 100 лет с момента предыдущих Парижских игр в 1924 году уровень участия женщин вырос с 4% до 50%. «Это выдающееся достижение не для нас, а для общества. Я не готов, если стану президентом, принять и позволить нам сделать шаг назад в этом великом достижении», выразил свою позицию Самаранч.