В разгар пандемии один сериальный деятель на предложение превратить в сценарий светские мемуары о девяностых сказал, что эта эпоха свое отыграла и никому не интересна. Трудно припомнить, когда чиновники индустрии ошибались так фатально. В уходящем году тема девяностых продавалась как кооперативные пирожки тех времен, хотя вкусно у создателей сериалов получалось далеко не всегда.
Режиссер Юрий Быков выплеснул в сериале «Лихие» как будто свои личные претензии к девяностым, и в итоге получилась страшилка, которая мало кого испугала. Есть подозрение, что эпоха, по поводу которой до сих пор никак не могут договориться, какой же она была, лучше всего передается в не очень серьезной манере. Создатели «Детей перемен» (на фото), скорее всего, тоже хотели замахнуться не меньше чем на «Крестного отца», но выход Тимофея Трибунцева в малиновом пиджаке и его же намерение говорить карикатурно сиплым голосом превращает все почти в комедию. И если относиться к этому сериалу как к балабановским «Жмуркам», то он может показаться весьма занятным зрелищем.
Комедией костюмов и ситуаций видится и «Комбинация». Бывший мент с харизмой Остапа Бендера уделывает едва народившийся шоу-бизнес под хиты, от которых эстетов до сих пор передергивает. От души смеяться мешает лишь хорошо известный печальный финал, но, пожалуй, именно сочетание комедии, фарса и трагедии лучше всего передает атмосферу времен. И так, скорее всего, скажут те, кто знает о девяностых не по сериалам.
В сериальных ретро-детективах смешили без лишнего усердия, но иногда всерьез разыгранные уголовные дела интриговали. «Мосгазу» до сих пор удается держать марку, возможно, благодаря удачно пополняемому кастингу, и десятый сезон поклонников проекта явно не разочаровал.
Если считать отчасти детективом (чиновники, как водится, ведут себя хуже бандитов) и «Олимпиаду», то с точки зрения стилистики погружение в восьмидесятые прошло весьма наглядно. Потенциальным зрителям подобных проектов неплохо бы освоить навык не замечать пафос в духе «вот какая страна была». И если это получится, то игра актеров и сюжетные линии могут даже доставить удовольствие.
Главной проблемой нового «Противостояния» стал классический советский одноименный сериал. Попробуйте-ка переснять, допустим, «Место встречи изменить нельзя», да еще под таким же названием. Можно в лепешку разбиться, пересказывая всенародно любимый сюжет современным киноязыком, но недовольных будет всегда больше. И в случае с новым «Противостоянием» в недовольстве была немалая доля правды.
Есть подозрение, что продюсеры еще не оставили идею сделать нечто похожее на «Слово пацана». И ретро-тема в самых разных ее проявлениях по-прежнему не остыла. Прямо сейчас ведется как интенсивная разработка, так и съемка проектов с использованием и нарядов царской эпохи, и военной формы самых разных времен. Так что диванным критикам стоит приготовиться.
СМЕХ БЕЗ ГРАНИЦ