Предприниматель Илон Маск, назначенный в тандеме с Вивеком Рамасвами руководить новым департаментом государственной эффективности (DOGE) в будущем правительстве избранного президента Дональда Трампа, решил начать с проверки чиновников на слабоумие. И предложил ввести обязательный когнитивный тест для лиц, занимающих выборные должности в США.
Таким образом он отреагировал на новость о попавшей в клинику по уходу за больными с деменцией действующей 81-летней конгрессвумен Кэй Грейнджер.
«Наверное, нам следует ввести некий базовый когнитивный тест для выборных должностных лиц? Это становится безумием», — написал Маск в своем аккаунте соцсети Х (бывший Twitter*).
Республиканка Грейнджер является членом Палаты Представителей от штата Техас с 1997 года. Последний раз конгрессвумен появлялась на публике в июле 2024 года, когда участвовала в голосовании по поправке к одному из законов.
А на днях издание Dallas Express сообщило, что уже полгода Грейнджер живёт в специализированном пансионате для престарелых с нарушениями памяти, куда она попала после того, как ее обнаружили дезориентированной на улице. При этом конгрессвумен в отставку не уходила, ее офис и она сама продолжает получать зарплату.
Напомним, в августе, на пике предвыборной гонки, в интервью CBS Трамп сообщил, что успешно прошел медицинское обследование и когнитивные тесты. Политик рассказал, что обследование показало «идеальный результат», а тесты на умственные способности он сдал «на отлично». Также кандидат высказал мнение, что «любой, кто баллотируется на пост президента, будь ему 75, 65 или 45 лет, должен пройти когнитивный тест».
78-летний республиканец, как известно, не раз критично высказывался в адрес умственных способностей действующего президента США Джо Байдена, которому в ноябре исполнилось 82 года. И оказалось, вполне обоснованно.
Расследование The Wall Street Journal, вышедшее на прошлой неделе, показало, что Байден с первых дней своего президентства стал испытывать большие трудности из-за активно развивающейся деменции и когнитивного спада, связанного с преклонным возрастом.
Однако все эти четыре года Белый дом старательно маскировал его быстро ухудшающееся психическое состояние. На основании чего издание делает вывод, что все это время Америкой управлял неизвестно кто, а Байден исполнял роль марионетки под руководством «теневого клана советников».
Ситуация, действительно, пугающая…
В этой связи идея Маска выглядит, на первый взгляд, вполне уместно, причем не только для Соединенных Штатов. Поскольку проблема, связанная с подбором кадров в структуры власти, актуальна для многих государств, и для нашей страны тоже.
Но существуют ли критерии, по которым можно определить, достоин ли человек быть депутатом, министром или начальником ЖЭКа?
Этот вопрос «СП» адресовала эксперту Института стран СНГ, историку и политологу Игорю Шишкину:
— Маск предложил «гениальную» идею. Представляете, люди выбирают кого-то, а потом некая инстанция говорит: «Нет, ребята, у этого человека айкью не совсем соответствует, давайте мы его заменим на другого — у кого айкью правильное».
Понимаете, он сейчас предложил создать механизм, который будет определять вместо американского народа тех, кто должен этим народом править.
Совсем недавно, кстати, нечто подобное предлагал Клаус Шваб — основатель и глава всех Давосских форумов. Он говорил, что развитие цифровых технологий в корне меняет в лучшую сторону человеческое общество с точки зрения его управления.
Ведь цифровые алгоритмы позволят выявить, кого нужно сделать депутатом, кого министром, кого дворником и т. д. И главное, никакой несправедливости. Ведь это искусственный интеллект определил, что ты будешь дворник, ты — министр, а ты — депутат.
А то, что все министры и депутаты окажутся из очень узкого круга элитарных семей, просто случайность. Это искусственный интеллект так решил, что они действительно имеют право руководить государством.
Именно в развитие этой идеи, в другой только чуть-чуть оболочке, Маск и предлагает.
Нашли эту старушку. Да, она когда-то, видимо, была прекрасным политиком, потому что несколько сроков избираться, это нужно уметь. Но выжила из ума, попала в больницу. Теперь это раскручивают: смотрите, народ — тупой, он выбрал впавшую в деменцию бабушку. А вот Маск с помощью своих информационных цифровых технологий таких ошибок никогда не допустит.
Да здесь фашизм отдыхает. Это вопрос к тем, кто сейчас так восторженно бьется в истериках по поводу грядущего прихода Трампа и Маска. Цифровой концлагерь, которым нас запугивали при Швабе, детским лепетом покажется.
Обратите внимание, почти все назначенцы Трампа — это миллиардеры. Да еще Маск с этой идеей о том, что не только чиновников назначенных, но и выбранных депутатов он будет проверять на степень соответствия их должности.
Помните фильм «Мертвый сезон»?
«СП»: Конечно. Там главную роль советского разведчика-нелегала, если не ошибаюсь, играет Донатас Банионис…
— А еще там был доктор Хаас, немецкий военный преступник, которого преследовал герой Баниониса. Хаас как раз заканчивает работу над новым психохимическим оружием массового поражения. Этим газом можно обрабатывать людей, чтобы один, условно говоря, был прирожденным министром, а другой прирожденным чернорабочим. И все при этом были счастливы.
Здесь все это не нужно изобретать. Просто-напросто у Маска будут стоять суперкомпьютеры, и они все выяснят: «Ты, парень — на свалку, а ты — в банк директором».
«СП»: Ну а как, действительно, не пустить дурака во власть?
— Знаете, есть такое выражение очень точное — «благими намерениями вымощена дорога в ад». Когда нас начинают вести в ад, нам всегда рассказывают о том, что в жизни есть недостатки, а вот эти гуру, они нас приведут в светлое будущее, в котором этих недостатков не будет. Поэтому речь не о том, что не существует несоответствующих своей должности депутатов или чиновников.
Речь о том, что, используя реально существующую проблему (а такая проблема есть, во власть зачастую проходят всевозможные мерзавцы — это было есть и будет), нам пытаются навязать систему, при которой очень узкий слой — буквально несколько человек — будет решать, кому, кем в том или ином государстве быть. И, конечно же, они будут это делать «исключительно ради нашего всеобщего блага и для процветания всего человечества».
Но ведь и доктор Хаас свои опыты делал не оттого, что он садист и ему нравилось подвергать этим экспериментам бедных узником концлагеря. Он хотел таким образом создать счастливого человека будущего, когда каждый на своем месте будет счастлив.
Чем он отличается от Маска? Он точно так же рассказывал, что люди несчастны оттого, что у них судьба не сложилась, они не могли стать, кем хотели. А после обработки человек будет счастлив, кем бы он ни был.
Так и здесь. Человеку сразу скажут, что «при твоем айкью и других показателях ты, кроме как уборщиком мусора, никем никогда быть не можешь. И твои дети тоже».
«СП»: Но показатель айкью не позволяет оценить, хороший это человек или нет…
— Это как раз самый важный вопрос. Ведь Маск абсолютно не затрагивает тему честности и порядочности тех, кого он будет отбирать. Они должны быть только эффективными менеджерами. А вопрос мерзавец он или не мерзавец, никакая машина не определит.
И Маск эту тему обходит. Он ее как будто бы не знает. Что можно быть очень умным человеком, с высочайшим айкью, но при этом последним подонком. И вреда от такого умнейшего человека во власти будет в тысячи раз больше, чем вреда от честного дурака, попавшего в ту же власть.
Поэтому мы либо имеем реальную обычную жизнь со всеми ее недостатками, но в которых, кстати сказать, все же не торжествует зло, иначе нас бы не существовало. Либо имеем «светлое царство». Сначала это «светлое царство» нам предлагал Шваб в виде цифрового концлагеря и инклюзивного капитализма. Теперь в отдельно взятой американской стране собираются устроить «счастливое светлое будущее» с Маском, отбирающим людей на те или иные должности и решающим, кому, кем быть. Это цифровая сегрегация, которая утрет нос любому апартеиду.