В Приднестровской республике уже есть погибшие из-за газовой блокады, которую устроил Киев. Одни умирают от холода, другие — сгорают, неправильно отапливая помещения дровами.
Чем Россия может помочь замерзающему Приднестровью в такой печальной ситуации? Об этом «Свободной Прессе» рассказал независимый эксперт по экспорту углеводородов Николай Маккев.
«СП»: Киев перекрыл трубу, которая давала газ на Кучурганскую ГРЭС в Приднестровье. Чем мы можем помочь? Сжиженный газ — не вариант?
— Приднестровье не обладает терминалами для приемки жидкого газа и установками для переработки сжиженных углеводородов. К сожалению, дружественная республика способна пользоваться только природным газом, поступающим по трубопроводам.
После остановки транзита через Украину в распоряжении Тирасполя осталось два маршрута, по которым страна может импортировать «голубое топливо». Проработка на практике логистических альтернатив показала, что мощностей этих магистралей вполне хватает для обеспечения промышленных объектов и коммунального хозяйства Приднестровья необходимыми объемами газа.
В первом случае можно задействовать проложенный по дну Черного моря трубопровод «Турецкий поток». В прошлом году Россия использовала эту трубу выше максимума. Там прокачали в полтора раза больше, чем положено по инструкции, и труба не треснула.
И сейчас мы видим, что по этой ветке можно прокачать еще на 2 млрд кубометров в год больше. Это — те два миллиарда, которые так необходимы, для Кучурганской ГРЭС и Приднестровья.
Именно этот вариант и объемы, судя по всему, обсуждались в конце ноября прошлого года на встрече представителей «Газпрома» с руководством Тирасполя.
«СП»: Но сейчас уже не до переговоров. Понятно, что Тирасполю платить нечем, но в дружественной республике гибнут люди.
— К поставкам в Приднестровье придется подключить Трансбалканский газовый коридор. А этот коридор дважды пересекает территорию Одесской области. Это — уже не украинский транзит, потому что кому принадлежит Одесса — мы не знаем. Но с теми, кто рулит Одессой, придётся договариваться. У «Газпрома» есть деньги, но в руководстве госкорпорации не понимают, с кем говорить в Одессе.
Вторым альтернативным каналом экспорта в Приднестровье является трубопровод «Яссы — Унгены — Кишинев», соединяющий Молдову с газотранспортной системой Румынии. Этот небольшой, но современный отрезок протяженностью в 42 км и годовой мощностью в 1,5 млрд кубометров был введен в эксплуатацию осенью 2021 года.
Но Россия не может гнать газ по этой трубе просто потому, что мы понимаем: Молдавия украдёт всё без остатка, и до Приднестровья не дойдет ни капли, ни грамма.
«СП»: И что нам делать, чтобы помочь Приднестровью?
— Первое: узнать, кому принадлежит Одесса. Киеву она больше не подчиняется, а Москве — ещё не подчиняется. Там в Одессе какое-то особое государство. Но через это непонятное государство идёт труба.
Разобраться, кому эта труба принадлежит, а потом пробовать договориться с владельцами.
Второе: пока мы не понимаем, что там происходит у них в Одессе, — принудительно восстановить транзит через Украину в Приднестровье. Взять военным образом узловые точки и в небольшом количестве возобновить транзит.