10 января уходящая администрация США ввела блокирующие санкции против двух крупнейших нефтяных компаний, «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза», а также против десятков танкеров «Совкомфлота». Американский Минфин назвал новый пакет ограничений «решительными действиями по сокращению доходов России от продажи энергоносителей».
На этот раз под «Ай-яй-яй! Низзя» попали суда, как они это называют, «теневого флота», которые используются для транспортировки российской нефти в обход западных рестрикций. Точнее, это 69 судов «Совкомфлота» и другие танкеры, продолжающие транспортировать российскую нефть в обход санкций. В общей сложности в запретительный список попали 183 танкера.
Также ограничения на этот раз наложены на два крупнейших нефтяных производителя, «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз». Не исключено, что эти санкции и встряска для рынка последние, а дальше нас ждет геополитическая разрядка. Но пока акции «Газпром нефти» значительно просели на одних только ожиданиях, потеряв около 2%. С 58,5 до 56 рублей подешевели акции «Сургутнефтегаза». Падение стабилизировалось, цены даже немного выросли, но к прежнему уровню не вернулись.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что главное в последних ситуациях не танкеры, ведь подобные запреты уже вводились против десятков судов, как ни в чем не бывало продолжающих перевозить нефть:
— У нас есть опыт преодоления таких санкций. Танкеры перерегистрируются на других владельцев, вывешивают другие флаги и меняют названия. Кто-то работает по-прежнему потому, что все владельцы танкеров, попадающих из-за санкции в так называемый «теневой флот», перевозя не только российскую, но и иранскую и венесуэльскую нефть, прекрасно знали заранее, что их ждет.
У собственников таких танкеров нет имущества в США, им не надо ездить ни в Америку, ни в целом в страны G7. Зато они получают взамен высокую оплату перевозок. Владельцы судов ведут расчеты в национальных валютах и западных санкций не боятся. Они имеют все права, могут проходить контролируемые Западом проливы. А «Совкомфлот» в целом дано под санкциями, поэтому-то Южная Корея, строившая по его заказу три танкера, их ему не передала.
Думаю, что санкции против танкеров — это меньшее из зол. Новшество во всем этом то, что две добывающие компании попали под ограничения. Раньше такого не было. Существовали, еще начиная с 2014 года, некоторые ограничения. Например, запрет на кредитование сроком больше 30 или 90 дней. Теперь же на них наложены блокирующие санкции.
«СП»: То есть с ними вообще нельзя совершать никаких сделок?
— Теперь у них будут бояться покупать напрямую. Если раньше «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз» могли продавать нефть и нефтепродукты в Индию и Китай, а также в Турцию, то теперь покупать у них напрямую будут бояться, так как любые экономические контакты с ними запрещены.
«СП»: И каковы их дальнейшие действия, чтобы выйти из неприятной ситуации?
— Они будут продавать свои продукты перекупщикам. Либо еще в России, либо уже в море, на пути к какой-то точке. А уже трейдеры в качестве посредников продадут эту нефть на рынках сбыта. Это может немного снизить маржинальность, но уменьшение прибыли, которую приносит каждый рубль, не критично ни для компаний, ни для государственного бюджета. Покупатели будут брать российскую нефть у трейдеров, которые не под санкциями, ведь откуда те знают, что это за нефть? Может она от разных производителей, перемешенная.
Будет какой-то период перенастройки экспорта, во время которого мы можем даже сократить не только экспорт, но и добычу. Что-то подобное уже происходило в 2022 году, когда США запретили поставлять российскую нефть к себе, и мы ушли на индийский рынок. Тогда тоже в течение нескольких недель подписывались контракты, налаживалась логистика. Россия тогда сократила добычу на миллион баррелей в сутки. Это создало дефицит на мировом рынке, подняв цены до 120 долларов за бочку.
Очень пострадали сами западные страны. В июне 2022 года в Соединенных Штатах был поставлен исторический рекорд по стоимости как бензина, так и дизтоплива. После этого они не решались предпринимать санкции в отношении России, которые даже потенциально могли бы привезти к снижению экспорта. Ведь что США, что Евросоюз — импортеры нефти и нефтепродуктов. Соответственно от высоких цен на топливо у них раскручивается инфляция, за что население не скажет правительству «спасибо».
«СП»: Администрация Байдена уходит, напоследок хлопнув дверью?
— Последствие этого будет разгребать уже Трамп. А если он эти санкции резко отменит, можно будет показывать в него пальцем и кричать: «Агент Кремля! Мы ввели самые жесткие санкции, а он их отменил!» — очень удобно в политической борьбе.
«СП»: Интересно, но от нас далеко. Чем мы ответим?
— «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз» могут поставлять свою нефть на внутренний рынок, а другие компании, уступив место на внутреннем рынке, вместо них станут больше экспортировать за рубеж. Возможно и такое «разделение труда» между российскими производителями.
«СП»: Значит «много шума из ничего»?
— Гораздо более жесткие санкции, которые сложнее будет преодолеть, приняты по газу. Ведь под санкции попали еще и два среднетоннажных завода по сжижению газа: «Криогаз-Высоцк» и «Портовый СПГ» в Ленинградской области. Им сложно будет найти клиентов на свою продукцию. Достаточно вспомнить опыт «Арктик-СПГ», также попавший под блокирующие санкции.
Даже найдя танкеры со вторичного рынка, отгрузив несколько партий, ничего не смогли продать. Суда так и стоят где-то в море на рейде, и что с ними делать, непонятно. Ни Индия, ни Китай этот сжиженный газ не берут. Не исключено, что эти проекты могут на какое-то время остановиться, — считает эксперт…
Ну, а на «черное золото» цены растут, хотя ничего еще не произошло, санкции вступают в силу только через полтора месяца, или 45 дней. Россия может поддерживать текущий уровень добычи нефти еще пару месяцев, после чего он, скорее всего, снизится примерно на 800 тыс. баррелей в сутки. У перекупов с конечными потребителями хороший период поклянчить дополнительную скидку. Как минимум она для покупателей российской нефти может с нынешних десяти за каждую бочку скакнуть долларов до двадцати.