Главная / КУЛЬТУРА / К 80-летию Абдрашитова сняли фильм: документалисты встретились с родными кинорежиссера
Доска объявлений огромный выбор товаров и услуг рядом с вами

К 80-летию Абдрашитова сняли фильм: документалисты встретились с родными кинорежиссера

Вадим Абдрашитов в фильме Светланы Стасенко. Фото предоставлено съемочной группой

тестовый баннер под заглавное изображение

Его не стало 12 февраля 2023 года. Кажется, что последний его публичный выход был  связан с Домом кино, где он вручал награды коллегам на фестивале «Сталкер». Там он не раз представлял свои фильмы, смело выступал против того негативного, что происходило в Союзе кинематографистов в последние годы. Он был борец. Теперь таких людей в киносреде — единицы.  На этой же  сцене с ним прощались. До сноса Дома кино остались считаные дни. В январе он закроется, но 20 января мы еще успеем увидеть  фильм про Вадима  Абдрашитова, вспомнить о нем. 

В картине Светланы Стасенко снималась верная спутница жизни Абдрашитова Нателла Тоидзе, с которой они были изумительной парой. Она — художник из известной династии. Ее дед Моисей Тоидзе был учеником Репина, отец Георгий Тоидзе — известным скульптором и графиком. В картине также снималась дочь Вадима и Нателлы — график и театральный художник Нана Абдрашитова. Ни одну из ее премьер, пока не заболел, Вадим Юсупович не пропускал. Своими воспоминаниями поделились генеральный директор киноконцерна «Мосфильм», кинорежиссер Карен Шахназаров, многолетний соавтор, сценарист и режиссер Александр Миндадзе, с которым Абдрашитов сделал 11 фильмов. О нем вспоминают режиссеры Владимир Хотиненко и Денис Евстигнеев, актеры Сергей Маковецкий, сыгравший инфернального проводника в «Пьесе для пассажира» («Серебряный медведь Берлинского кинофестиваля), Сергей Шакуров, ставший духом в «Параде планет», его ученик и кинорежиссер Алексей Мизгирев. 

Сергей Маковецкий сыграл в “Пьесе для пассажира”. Кадр из фильма.

В ноябре 2023-го вечер памяти Абдрашитова стихийно, вне дат, организовала 99-летняя Зоя Богуславская. Тогда Алексей Мизгирев, наблюдая за тем, что происходило, сказал, что никогда не забудет этот день. Людей пришло столько, что многим пришлось стоять в проходах в течение трех часов. А кто-то не смог даже войти в зал и толпился в фойе. Атмосфера была удивительная, потому что Абдрашитова любили и ценили. 

Он пришел во ВГИК поступать в мастерскую Михаила Ромма, будучи начальником цеха московского завода электровакуумных приборов. А было ему всего 25 лет. На вступительные экзамены он приезжал на «Волге», предоставленной директором завода.  

Последние 20 лет своей жизни он не снимал, потому что денег на фильмы не было, а на компромиссы с теми, кто мог денег дать, он не шел. А замыслы были грандиозные. Он мечтал о фильме, где можно было бы сказать «о приоритете жизни отдельного частного человека, несмотря на сложные исторические и государственные процессы». Как бы это сегодня попало в точку: история героя, заведующего скромным краеведческим музеем на юге страны. Как говорил Вадим, вокруг идут процессы исторического масштаба, а он пытается сохранить материальную часть истории. 

Многолетний соавтор и сценарист Александр Миндадзе.

Профессия принесла Абдрашитову не только радости творчества, но и страдания. Советский классик Юлий Райзман назвал его «Парад планет» творческим провалом, а потом на протяжении девяти месяцев чиновники требовали внесения поправок. Как рассказывал Вадим Абдрашитов, начальство применило тогда испытанную систему: не руками чиновников давить картину, а товарищей по цеху. Его фильмы называли антисоветскими. «Остановился поезд» положили  на полку  на два месяца. «Охоту на лис» назвали не только антисоветской, но антинародной, а его самого уволили с «Мосфильма» на три дня. Абдрашитов горевал, что многое нашей жизни повторяется, но не по спирали, а по замкнутой траектории.    

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий