Главная / ЭКОНОМИКА / Михаил Делягин: Минфин так и не избавился от своих чудовищных пороков
Доска объявлений огромный выбор товаров и услуг рядом с вами

Михаил Делягин: Минфин так и не избавился от своих чудовищных пороков

Михаил Делягин: Минфин так и не избавился от своих чудовищных пороков

Укрупненные итоги исполнения федерального бюджета 2024 года производят крайне благоприятное впечатление. Дефицит превысил предусмотренный бюджетом на совершенно незначительные по его масштабам четверть триллиона рублей (на 7,9%), составив 3,485 млрд руб. против 3,230 млрд.

Однако номинальный ВВП оказался значительно выше прогнозного, хотя мы и не знаем, каков вклад в это более высокого, чем официально прогнозировалось, экономического роста, а каков — более высокого, чем официально же признается, роста цен. В результате дефицит федерального бюджета, превысивший его заложенный в бюджет уровень в номинальном выражении (то есть в рублях), по отношению к ВВП оказался заметно ниже предусмотренного — 1,7% против 1,9% ВВП.

И данным результатом Минфин действительно по праву может гордиться.

При этом практически весь дефицит бюджета сформировался в декабре. За январь-ноябрь он составил лишь 389 млрд руб. и был почти вдвое ниже, чем за аналогичный период 2023 года (748 млрд руб.).

А вот в декабре 2024 года дефицит составил оглушительные 3,1 трлн руб. — почти на четверть больше дефицита декабря 2023 года. Причина этого очевидна и традиционна: являющееся одним из наиболее чудовищных пороков Минфина крайне неравномерное исполнение бюджетных обязательств, на протяжении всего постсоветского времени дезорганизующее работу бюджетополучателей, а значит — и всю российскую экономику.

К сожалению, приходится констатировать, что революционное по своей новизне и направленное на поддержку экономики значительное авансирование исполнителей бюджетных работ в начале года, примененное в 2023—2024 годах, не привело к сколь-нибудь заметному исправлению декабрьского «расходного шторма».

Однако масштабы этого «шторма» не стоит преувеличивать: строго говоря, они не выходят за рамки привычного. Расходы декабря 2024 года превысили среднемесячные расходы предшествовавших 11 месяцев «всего лишь» в 2,4 раза — не так уж и пугающе по сравнению с 2,3 раза в декабре 2023 года.

Конечно, сохранение даже не ошибочной, а глубоко порочной политики печально, как и снижение эффективности Минфина (поскольку снижение равномерности, ритмичности исполнения расходных обязательств наглядно выражает именно снижение эффективности работы), — однако ухудшение ситуации в этой сфере не носит существенного характера.

В конце концов, в условиях ведения боевых действий и выработки у правящей бюрократии менее эффектной, но не менее разрушительной привычки к ним можно было ожидать и значительно более худшего.

Доходы федерального бюджета за 2024 год выросли на 26%, причем крайне позитивным свидетельством гармоничного развития экономики представляется примерно одинаковый прирост как нефтегазовых, так и ненефтегазовых доходов.

Расходы увеличились чуть больше — на 27%, что и привело к некоторому увеличению номинального дефицита бюджета.

Вместе с тем, если экономический рост составил 3,9%, а прочие факторы, влияющие на доходы федерального бюджета (от налоговой дисциплины до пропорции распределения средств с бюджетами иных уровней), изменились не существенно, такое увеличение доходов свидетельствует об общем росте цен в экономике более чем на 20%.

Это значительно ближе к повседневным ощущениям и частным наблюдениям людей за ростом цен (в том числе и вне потребительского рынка), но весьма наглядно свидетельствует о преимущественно инфляционном характере увеличения бюджетных доходов.

Правда, аналогичное доходам увеличение расходов свидетельствует о фактической индексации (пусть и без использования этого термина, и без принятия каких бы то ни было обязательств) хотя и не всего, но все же заметной части инфляционного обесценения денег.

Успешное исполнение федерального бюджета по итогам 2024 года подтверждается и тем, что по итогам года он уже привычно, традиционно захлебывается от денег в прямом смысле этого слова.

Так, объем Фонда «национального благосостояния» (созданного, напомню, для компенсации дефицита Пенсионного фонда, после чего его создатели предпочли вместо этого методично, вплоть до повышения пенсионного возраста урезать пенсионные права россиян) на 1 января 2025 года составил 11,9 трлн руб., в том числе только на банковских счетах в Банке России — 3,8 трлн.

К этому стоит добавить неиспользуемые остатки средств на счетах федерального бюджета вне ФНБ, которые по прогнозу Минфина (которому нет никаких оснований не доверять) должны были составить на 1 января 2025 года 8,2 трлн руб.

Указанных в прямом смысле слова лежащих на поверхности финансовых резервов, несмотря на существенное увеличение масштаба цен, в прямом смысле слова достаточно для решения практически любых задач, стоящих перед современной Россией.

Как и 20 лет назад, когда Минфин только начал накапливать неуклонно сжигаемые инфляцией «финансовые резервы» (как это тогда называлось), у государства нет главного — желания перейти от саморазрушающей логики подавления в угоду иностранным финансовым спекулянтам собственного развития к логике созидания и преображения своей Родины, своего общества.

Бюджетная политика в целом продолжает (вплоть до рассуждений о благостности приватизации) повторять закабаляющий Россию и удерживающий ее в положении экономической колонии (то есть страны, вывозящей сырье в обмен на все более зыбкую возможность купить часть продукции его переработки) курс на блокирование национального развития.

Это выгодно финансовым спекулянтам, зарабатывающим триллионы (в прямом смысле этого слова) на бесконечно нарастающей череде все более дорогих бюджетных займов.

Это выгодно бюрократии, не желающей заниматься ничем сложным, чтобы не совершить ошибку.

Это выгодно смертельным врагам России, жаждущим уничтожения не только российской государственности, но и самого русского народа, самой русской цивилизации.

Остается лишь констатировать, что, несмотря на все усилия и жертвы, интересы указанных группировок продолжают возобладать не то что над интересами, но и над простым инстинктом самосохранения нашего общества.

При этом локальные успехи (вроде исполнения федерального бюджета прошлого года) автоматически рассматриваются стремительно дичающей от безнаказанности бюрократией как «железобетонный аргумент» в пользу продолжения прежней, убивающей Россию политики.

Достаточные для стремительного прогресса России меры давно и многообразно описаны и не вызывают никаких содержательных аргументов даже у их противников, предпочитающих просто замалчивать их, — и кровь стынет в жилах при мысли о том, каковы же должны быть бедствия и катастрофы, чтобы пробудить в медленно и привычно умирающей цивилизации волю к жизни, разуму и нормальности.

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий