
Христос перед Понтием Пилатом. Фото: Пресс-служба Музея им. Андрея Рублева
Даже когда ростовские земли присоединили к Московскому княжеству в 1470-е годы, их особенная художественная традиция не утратила свою самобытность. В этом одна из удивительных особенностей иконописи Ростова, которой посвящена новая экспозиция в Музее имени Андрея Рублева.
Выставка — тот случай, когда перед нами не только результат работы творцов-иконописцев, художников, но и научных сотрудников. Многие иконы, во-первых, недавно прошли реставрацию и впервые после «лечения» вышли в свет. А во-вторых, принадлежность некоторых произведений к ростовской школе была установлена только в ходе многолетнего научного труда.
Свои чудеса и тайны икона открывает только внимательному зрителю. Возле каждой работы стоит остановиться и рассмотреть ее без спешки, а в знак благодарности она расскажет свои секреты. Например, образ святителя Николая Мирликийского на выносной двусторонней иконе, оказывается, пользовался особым почитанием. Об этом свидетельствуют следы особых привесок, которые подносились в благодарность за помощь.

Святитель Николай Чудотворец. Фото: Пресс-служба Музея им. Андрея Рублева
За многими работами стоят удивительные истории, как, например, «Святитель Николай Чудотворец». Икону обнаружили в деревеньке Кялованьга (Архангельская область) в 1967 году. Вместе с ней были еще образы архангелов Михаила и Гавриила.
Святитель «отправился» к частным владельцам, а архангелы и вовсе «уехали» за границу. Однако позже они воссоединились. Возникает вопрос: какое отношение к Ростову Великому имеют иконы из Архангельска? Но, оказывается, художественный язык ростовской иконописной школы был настолько влиятельным, что распространился до Архангельска и Кольского полуострова.
Помимо икон на выставке представлены рукописные памятники, как, например, «Апостол толковый», на одном из листов которого есть дата создания манускрипта — 1220 год.