Китай может пересмотреть свою политику по Арктике. Это касается и стремления к 2030 году стать «великой полярной державой», рассказали осведомленные источники South China Morning Post.
Отмечается, что интерес КНР довольно агрессивно был заявлен в Белой книге с термином «приарктическое государство». Однако сегодня Пекин перестал использовать этот термин, заявили собеседники издания.
Глава Центра изучения стран Дальнего Востока в Санкт-Петербурге, автор Telegram-канала «Восток/Запад — правда и вымыслы» Кирилл Котков в беседе со «Свободной Прессой» отметил, что самая северная географическая точка Китая — населенный пункт Мохэ — находится южнее Москвы. Но это не мешало продавать туда туры для туристов, чтобы показывать им северное сияние, которое увидеть можно только теоретически.
По его словам, когда Пекин заявил, что хочет быть приарктической державой, это вызвало недовольство как у настоящих арктических держав, имеющих прямой выход к Арктике, так и двух приарктических — Швеции и Финляндии, у которых часть территорий за полярным кругом, но прямого доступа в Арктику нет.
«Сегодня КНР, видимо, осознала, что разрекламированный Северный морской путь упирается в бутылочное горлышко под названием Берингов пролив. Его ширина 86 километров. Но дело даже не в этом, а в том, что другой берег не российский, а американский. Поэтому догадайтесь с одного раза, какая страна, если что, заблокирует этот пролив и Севморпуть обнулит? Именно поэтому в 20 веке к Севморпути, кроме СССР, никто не проявлял особого интереса. Во-первых, — фактор Берингова пролива. Во-вторых, — мелководные шельфовые Чукотское, Восточно-Сибирское, Карское моря, море Лаптевых. Средняя глубина Чукотского моря или моря Лаптевых — 25 метров. Извините, у нас Финский залив глубже», — пояснил востоковед.
Котков уточнил, что все эти моря замерзающие, кроме Баренцево и Норвежского. Под это дело нужен большой тяжелый, атомный ледокольный флот, а это дополнительные деньги. Кроме этого, из-за чисто географических особенностей Севморпуть проходит в территориальных водах России.
Наконец, в случае большого конфликта, например, РФ или США будет выгодно использовать для пуска ракет с подводных лодок именно акваторию Северного Ледовитого океана, который замерзает и, грубо говоря, сверху субмарин не видно.
«Все это создает риски на данной трассе. И самое главное — это инфраструктура, которая была создана при советской власти. Потом это все пришло в упадок, сейчас снова возрождают. В свете того, что у США и России наметилось некое сближение, китайцы посчитали все риски и либо решили вовсе отказаться от этого, либо поставить на паузу. Скорее, наверное, отказались, поскольку это сугубо внутренний путь», — подчеркнул Котков.
Ранее председатель КНР Си Цзиньпин во время встречи с секретарем Совбеза РФ Сергеем Шойгу говорил, что Москва и Пекин являются искренними друзьями.