|
В 2020 году правительство Китая поставило перед своим автопромом амбициозную задачу: к 2035 году в стране должно продаваться больше электромобилей, чем машин с двигателем внутреннего сгорания. А на 2025 год была поставлена цель довести долю сегмента New Energy Vehicles (электромобили и подзаряжаемые гибриды) с 5% до 20%. И если для достижения первой цели есть еще много времени, то вторая задача уже давно выполнена и даже перевыполнена. По предварительным подсчетам, уже в этом году доля электрифицированных машин на рынке КНР превысит 50%! По крайней мере, этой точки зрения придерживается большинство консалтинговых и инвестиционных компаний. По их подсчетам, в Китае будет реализовано 12 млн «автомобилей на новой энергии», что на 20% больше, чем в 2023 году. Параллельно продажи топливных машин снизятся на 10%, до 11 млн экземпляров.
Издание Financial Times считает, что в 2034 году продажи электромобилей в КНР преодолеют отметку в 18 млн экземпляров. А спрос на бензиновые машины к тому времени упадет ниже отметки 3 млн штук. Набирающие сейчас популярность подзаряжаемые гибриды вырастут скромнее. Предполагается, что в следующем году их продажи составят 4,4 млн, а к 2034-му — 6 млн штук.
Столь масштабная перестройка рынка вызовет тектонические сдвиги в автомобильной промышленности. Те немногочисленные китайские компании, которые не смогут перестроиться на выпуск электромобилей, ждет забвение. Но даже компании, которым удастся наладить производство качественных электромобилей по низким ценам, не будут чувствовать себя в безопасности. Все дело в конкуренции: уже сейчас она высочайшая, а со временем будет только усиливаться.
Эти процессы коснутся не только местных автопроизводителей, но также иностранных компаний, работающих на рынке КНР. Уже в 2024 году их доля в продажах упала до 37% против 64% четырьмя годами ранее. Судя по всему, их присутствие будет сокращаться и впредь, ведь китайским покупателям будет доступно все разнообразие местных электромобилей, причем зачастую по более привлекательным ценам. Таким образом, автопроизводители из Германии, Японии и США потеряют значительную часть своих доходов.