Робототехники уже протестировали коммерческий автомобиль с необычным управлением: в ходе испытаний он пока что проехал по закрытой территории.
В России появилась первая в мире ГАЗель Next, управляемая силой мысли, то есть с помощью нейроинтерфейса. Разработчики рассказали о том, что таким грузовиком можно управлять без рук, используя волновую активность головного мозга и датчики акселерометра. Эксперимент по управлению таким «беспилотником» провели инженеры из Ульяновского государственного технического университета (УлГТУ) совместно с российской биотех-лабораторией Neiry (основана в 2017 году).
В ходе презентации оснащённый специальным оборудованием и различными датчиками коммерческий автомобиль ГАЗель Next проехал по закрытой территории с «водителем», который управлял им только с помощью нейроинтерфейса. В ходе работы над экспериментом было использовано созданное Neiry устройство, регистрирующее показатели электроэнцефалограммы (ЭЭГ) головного мозга человека, а также следящее за движениями головы и ФПГ (данные на основе пульсометрии). Прибор умеет распознавать, в каком состоянии находится мозг управляющего ТС, он оценивает когнитивную нагрузку, усталость, стресс и концентрацию внимания.
Разработчики с помощью API подключили нейроинтерфейс к компьютеру, а его – к системе грузовика ГАЗель Next. Для создания сложную логику алгоритма управления автомобилем были использованы не только данные о степени концентрации и усталости «водителя», но и информация, поступающая от гироскопа и акселерометра. Сообщается, что этот алгоритм обеспечивает поворот колёс, управление скоростью ТС и сценарий экстренной остановки.
Как объяснили создатели системы управления, в итоговом алгоритме были использованы показатели концентрации на основе ритмической активности мозга с учётом позы водителя. Так, если «водитель» сконцентрирован на дороге и при этом не отвлекается, скорость автомобиля увеличивается. Если же фиксируется увеличение усталости или отвлечение внимания, то скорость снижается. В экстренной ситуации, в случае если человек, управляющий ТС, надолго отвлёкся от приборной панели и лобового стекла, система считает его уснувшим, и далее следует остановка.
По словам разработчиков, алгоритм управления ТС «силой мысли» использует сразу несколько каналов связи с телом «водителя»: это повышает его надежность и делает возможным дальнейшее практическое применение. «Способ человеко-машинного взаимодействия может быть эффективен для предотвращения несчастных случаев на дорогах и в целом для повышения безопасности, – комментирует декан факультета информационных систем и технологий Кирилл Святов. – Разработкой в будущем могут пользоваться люди с ограниченными возможностями здоровья при условии внедрения технологического решения на особых территориях».
Создатели технологии управления ТС «силой мысли» подчеркнули, что нынешний проект является экспериментальным, и на данный момент у ГАЗа нет планов по её использованию в массовом производстве.