Главная / БИЗНЕС / Брокеры предложили перевести торги топливом на срочный рынок
Доска объявлений огромный выбор товаров и услуг рядом с вами

Брокеры предложили перевести торги топливом на срочный рынок

Брокеры предложили перевести торги топливом на срочный рынок Как это повлияет на формирование цен Трейдеры предложили кабмину перевести биржевые продажи топлива на модель поставочных фьючерсов, а также ввести обязательный норматив торгов на срочном рынке. Власти планировали определить норматив в третьем квартале

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Ассоциация товарных брокеров (АТБ, независимые топливные трейдеры, на долю которых приходится 17% спроса на Петербургской бирже) обратилась в правительство с рядом инициатив, направленных на расширение торгов нефтепродуктами на срочном рынке. Соответствующее письмо главы АТБ Александра Бажина на имя вице-премьера Александра Новака есть у РБК. Подлинность документа подтвердили два источника, знакомых с содержанием.

По мнению ассоциации, текущая структура рынка нефтепродуктов, базирующаяся преимущественно на спотовых продажах, несет в себе риски как для потребителей, так и для производителей. Тогда как первые в условиях роста цен стремятся закупить объемы сразу на несколько месяцев, вторые ведут реализацию исключительно в рамках спотовых сделок с горизонтом планирования в один месяц. «При увеличении же объема происходит снижение спроса до потребности в один календарный месяц. Это приводит к существенным дисбалансам между спросом и предложением, что выражается в резких ценовых скачках», — пишет Бажин.

В результате потребители несут дополнительные финансовые издержки, а производители, помимо этого, сталкиваются с рисками недополучения выплат в рамках топливного демпфирующего механизма (служит для стабилизации цен на топливо), считают в АТБ. «Система выглядит разбалансированной», — заключает глава ассоциации.

Эффективным решением в сложившейся ситуации служит «повсеместное внедрение на российском рынке нефтепродуктов поставочных фьючерсных контрактов», полагают в АТБ. Такие инструменты позволят и производителям, и потребителям планировать свою работу на несколько месяцев вперед, поскольку создадут более предсказуемые условия для производства, закупки и транспортировки топлива. Это обеспечит бóльшую стабильность цен, что соответствует стратегическим целям государства, и равномерность спроса, уверены в ассоциации.

В связи с этим АТБ просит:

  • дать необходимые рекомендации вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК) о выходе на биржу с поставочными фьючерсными контрактами в 2025 году;
  • ввести обязательные нормативы продажи нефтепродуктов поставочными фьючерсами;
  • в среднесрочной перспективе установить цель по полному переводу биржевых продаж нефтепродуктов на модель поставочных фьючерсных контрактов в течение двух-трех лет.

По мнению одного из собеседников РБК на рынке, цель предложений — способствовать более широкому использованию инструмента поставочных фьючерсов и переносу в перспективе основного объема биржевых торгов нефтепродуктами на срочный рынок. Таким образом, речи о полном отказе от спотовых операций не идет.

По информации другого источника, правительство поручило Министерству энергетики и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России рассмотреть инициативу и доложить о результатах в кабмин. РБК направил запрос в секретариат вице-премьера Новака.

В Ассоциации товарных брокеров сообщили РБК, что не комментируют переписку с государственными органами, но сам факт обращения отрицать не стали. В пресс-службе ФАС сообщили, что к ним «поступило указанное обращение» и сейчас находится на рассмотрении. В целом служба поддерживает работу по совершенствованию механизмов срочного рынка топлива, поскольку «это позволит компаниям и потребителям обеспечить стабильный сбыт и закупку необходимого объема с поставкой на определенный месяц». В ФАС добавили, что планируют проработать вопрос об установлении обязательного норматива продаж на срочном рынке на ближайших биржевых комитетах совместно с другими участниками.

РБК также обратился за комментарием в пресс-службу Минэнерго.

Какие меры для срочного рынка уже приняты

Минэнерго и ФАС в феврале 2024 года выпустили совместный приказ, которым установили рекомендательный норматив реализации топлива на срочном рынке Петербургской биржи. Показатель был определен на уровне 1% от обязательных нормативов продаж в основной секции биржи (в секции «Нефтепродукты»). Это условие действует для бензина, дизеля и сжиженных углеводородных газов (СУГ) — компании обязаны через биржу продавать 15, 16 и 7,5% от объема производства соответственно.

Практически сразу возник вопрос, стоит ли делать норматив для срочного рынка обязательным или увеличить его уровень. Собеседники РБК в отрасли говорили, что в перспективе это может избавить государство от необходимости в ручном режиме решать проблемы отдельных участников: поставки дизеля для АПК по комфортным ценам, «северный завоз», стоимость топлива для ЖКХ. Развитие срочного рынка могло бы позволить хеджировать ценовые риски, в том числе независимым АЗС, и создать бóльшую гибкость отрасли. Однако в Минэнерго и ФАС заявляли, что норматив только запущен и необходимо проанализировать первые результаты. Например, в ФАС говорили, что больший интерес к инструменту пока проявляют потребители, а не поставщики. «Но если все пойдет гладко, а к этому предпосылки все есть, объем может быть увеличен», — допускал замглавы ФАС Виталий Королев.

В мае стало известно, что вице-премьер Новак поручил Минэнерго, ФАС и Петербургской бирже представить согласованный проект «дорожной карты» развития срочного рынка. Документ был принят осенью и сейчас рассчитан только до конца 2025 года. Хотя в итоговую версию не вошла часть, посвященная работе по использованию биржевых производных финансовых инструментов (ПФИ) в деятельности производителей и потребителей нефтепродуктов, документом установлен план определить обязательный норматив продаж на срочном рынке в третьем квартале 2025 года, а также привлекать финансовых игроков и развивать механизмы ПФИ. Зимой этого года власти вернулись к вопросу норматива, и по итогам февральского совещания по рынку топлива Новак поручил Минэнерго и ФАС проработать внесение изменений в соответствующий приказ. РБК писал, что корректировки должны предусмотреть установление обязательства для компаний реализовывать 1% от объемов производства нефтепродуктов на срочном рынке. Такие сделки предлагается вносить в зачет действующих нормативов биржевых продаж.

Судьбой «дорожной карты» в феврале озаботились и в Совете Федерации в связи со скорым началом сезона посевных работ. Председатель комитета по экономике Андрей Кутепов обратился к министру энергетики Сергею Цивилеву (РБК ознакомился с письмом) с просьбой «взять на особый контроль» реализацию плана развития срочного рынка, чтобы не допустить переноса сроков по документу.

Какие есть плюсы и минусы

Преимуществом спотового рынка служит тот факт, что спрос на нем гарантирован и обеспечен, так как торгуют те, кому действительно нужны нефтепродукты и кто понимает процесс, говорит заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. «Никакой банк сюда просто так не выйдет и не купит товар, потому что не знает, куда его продать», — отмечает он. В то же время на срочный рынок приходят и финансовые, и прочие игроки, возрастает фактор спекуляций, из-за чего создается «гораздо больше» рисков для потребителей и производителей, полагает эксперт. «Придут банки, которые в моменте посчитают, что [президент США Дональд] Трамп несет риски отрасли. И цена бензина вырастет в два раза, потому что банки начнут ставить на рост», — рассуждает Гусев.

Что касается обязательств по выходу на срочный рынок, их, по мнению Гусева, необходимо устанавливать и для потребителей. Например, речь может идти о сельхозпроизводителях, которые получают госсубсидии. «На любом рынке есть две стороны: потребитель и поставщик. Сегодня все регуляторы давят только на поставщиков. Но пока не будет принуждения потребителей к выходу на рынок и хеджированию своих рисков, трогать нефтяные компании нельзя», — заключает он.

Российский рынок топлива давно готов к переходу на срочные торги, существенных технологических или финансовых ограничений для этого нет, прокомментировал РБК управляющий партнер и член правления трейдинговой компании «Пролеум» (крупнейший частный трейдер в России) Максим Дьяченко. «Это не какое-то там будущее или новая технология; это то, что уже давно успешно используется всеми развитыми экономиками, например нашим ближайшим партнером Китаем. Там есть и поставочные, и расчетные контракты, и этот рынок у них достиг огромных масштабов именно потому, что всем госкомпаниям вменили обязательную работу только через него», — сказал он.

Дьяченко напомнил, что в свое время российские ВИНК так же противились и вводу обязательных нормативов торговли в спотовой секции нефтепродуктов. Однако решение оказалось правильным, поскольку удалось динамично развить ликвидный и прозрачный биржевой рынок, а также искоренить коррупцию и серые схемы при продаже нефтепродуктов, говорит он. Теперь назрела необходимость активизировать работу, которая давно откладывается, по поставочным фьючерсным контрактам и начать хотя бы с маленького шага — 1–3%, считает эксперт. «Мы видим ежегодно топливные кризисы. Чтобы их избежать, уже вводятся разные ограничения экспорта. Но существуют технологии в виде срочного рынка, которые позволят работать более стабильно и предсказуемо. Безусловно, это не панацея, и цены будут определяться балансом и текущими факторами. Но спотовый рынок менее адекватен и уже не соответствует уровню развития российской экономики и российского рынка нефтепродуктов», — заключил Дьяченко.

Читайте РБК в Telegram.

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

azzh-CNzh-TWru

Свяжитесь с нами

Leave your phone number. We will call you back soon!
Your name
Your phone number
I accept GDPR rules
Callback request sent! We will contact you soon.
Error sending callback request! Please try again!
Write a email to us!
Your name
Your email
Your message
I accept GDPR rules
Email sent! We will contact you soon.
Error sending email! Please try again!