Главная / БИЗНЕС / Кузбасс назвал «серьезным ударом» идею РЖД об отмене «угольных» квот
Доска объявлений огромный выбор товаров и услуг рядом с вами

Кузбасс назвал «серьезным ударом» идею РЖД об отмене «угольных» квот

Кузбасс назвал «серьезным ударом» идею РЖД об отмене «угольных» квот Власти Кузбасса считают «серьезным ударом» для отрасли предложение РЖД отказаться от квот на вывоз угля в восточном направлении. Хотя для самого Кузбасса перевозчик квоту как раз планирует сохранить

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Министерство угольной промышленности (Минугля) Кузбасса — крупнейшего добывающего региона России — ответило на предложение РЖД о незаключении соглашений железнодорожной монополии с Якутией, Бурятией, Хакасией, Иркутской областью и Тувой на вывоз угля в восточном направлении. Об этом РБК сообщили в пресс-службе ведомства.

Речь идет о недавнем обращении гендиректора РЖД Олега Белозерова к президенту Владимиру Путину с просьбой рассмотреть возможность отмены «угольных» квот для всех регионов, кроме Кузбасса, в 2025 году. Необходимость отказаться от соглашений с угледобывающими регионами на перевозку их продукции по Восточному полигону он аргументировал потенциальной потерей доходов компании на уровне 25 млрд руб. при их сохранении. Для Кемеровской области возможно обеспечить квоту в объеме 55,3 млн т, причем она могла бы распространяться на перевозку не только угля, но и «других грузов», что поспособствовало бы «диверсификации экономики» региона за счет развития отраслей промышленности, не связанных с добычей каменного угля.

Какие у РЖД есть обязательства по перевозке угля

В 2020 году на фоне дефицита пропускной способности железнодорожной инфраструктуры была введена система квотирования и гарантированных объемов перевозки угля в направлении Восточного полигона: 50% квоты на экспорт твердого топлива распределяется между грузоотправителями пропорционально объемам их заявок с поправкой на пропускную способность морских портов; еще 50% делится между компаниями Кузбасса пропорционально их доле в среднемесячной отгрузке в направлении портов Балтики, Арктики и Азово-Черноморского бассейна. На 2024 год РЖД договорились с регионами о транспортировке порядка 100 млн т угля в восточном направлении. Как поясняли в конце 2023 года в холдинге, соглашения призваны максимально обеспечить потребности угольных предприятий в вывозе продукции железнодорожным транспортом.

Даже если рассматривать «попытку РЖД» отказаться от соглашений на вывоз угля с прочими регионами не как полную отмену в перевозках твердого топлива на восток, а как сохранение вывоза, пусть и в меньших объемах и без квот, потери в отгрузках в «единственном рентабельном направлении» станут серьезным ударом по отрасли и социальной стабильности в угольных регионах, считают в Минугля Кузбасса.

По данным ведомства, помимо логистических сложностей угольщики отмечают рост себестоимости добычи твердого топлива на 30%. Также существенно выросли затраты на импортное оборудование и тарифы на железнодорожные перевозки (в 2024 году индексация составила 10,45%), стоимость аренды полувагонов (используются для транспортировки широкой номенклатуры насыпных грузов, в том числе угля) и перевалки в портах, фрахта и страховки морских судов. Увеличились расходы по кредитным процентам, экспортная цена на уголь снизилась в 2–3 раза к уровню 2022 года (по данным агентства NEFT Research, стоимость энергетического угля на базисе FOB «Восточный» в 2022 году составляла $152,24 за тонну, в 2024-м — $84,38), в «отдельных случаях» есть проблемы с возвратом платежей за него. В 2023 году уплачен налог на сверхприбыль, с начала этого года Китай вернул импортные пошлины на уголь. «Все это усугубляется возвращением вывозной таможенной пошлины на коксующиеся марки угля, вывозимые из России», — добавляет представитель регионального министерства.

Среди мер, позволивших бы урегулировать нынешнюю ситуацию в угольной отрасли, — возобновление действия понижающих коэффициентов к тарифам РЖД (временно приостановлены с 2022 года) при перевозках каменного угля в экспортном направлении и на расстоянии свыше 3,3 тыс. км, ввод госрегулирования стоимости привлечения вагонов и ставок на перевалку, установление повышения ставок НДПИ и других налогов, введение экспортных пошлин. «Альтернативные меры в нынешней ситуации необходимо рассматривать вместе с гарантированным объемом отгрузки и вывоза угля в рамках соглашений между РЖД и правительствами регионов», — считают в пресс-службе Минугля.

В конце сентября губернатор Кузбасса Илья Середюк в ходе выступления на «Российской энергетической неделе» предложил ввести госрегулирование цен на перевалку угля в качестве поддержки угольных предприятий — в январе—мае совокупно их прибыль снизилась в 3,5 раза, с 165 млрд до 45 млрд руб. «Очень серьезное опасение вызывает следующий факт — практически все предприятия угольной промышленности работают с убытками, а в лучшем случае с нулевой прибылью», — сказал Середюк.

По оценке Минугля, перенаправить «восточные» объемы экспорта угля затруднительно в условиях фактического отказа стран Евросоюза и соответствующего сокращения доступных рынков сбыта, отрицательной рентабельности экспорта в западном направлении. С высокой долей вероятности переориентация грузопотоков будет иметь самые негативные последствия для предприятий угольной отрасли регионов, отметили там.

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий