РЖД сократили инвестпрограмму на 2025 год на 40% На какие проекты направят финансирование Совет директоров РЖД утвердил инвестпрограмму на 2025 год в объеме 890,9 млрд руб., исходя из сформированных источников финансирования. Это на 40,3% меньше, чем в 2024 году
Совет директоров РЖД утвердил инвестпрограмму на 2025 год в размере 890,9 млрд руб. против скорректированных (изначально инвестиции на 2024 год предусматривались в объеме 1,3 трлн руб.) 1,5 трлн руб. в 2024 году, сообщил холдинг в субботу, 27 декабря. Большая часть, 849 млрд руб., будет выделена из средств самого холдинга, еще 25 млрд и 16,1 млрд руб. из бюджета Москвы и федерального бюджета, указано в финансовом плане компании (есть в распоряжении РБК, подлинность документа подтвердил источник, знакомый с его содержанием).
По словам представителя РЖД, несмотря на значительное сокращение инвестпрограммы, холдинг «безусловно» выполнит все задачи, поставленные президентом и правительством.
Из официального заявления компании также следует, что основная часть инвестпрограммы, или 298,5 млрд руб., понадобится на обновление инфраструктуры — ремонт 4,5 км пути, замену и модернизацию устройств автоматики, электроснабжения, развитие пассажирского комплекса, мероприятия по транспортной безопасности. В следующем году РЖД планирует купить 400 новых локомотивов за 120,8 млрд руб., в том числе с использованием 6,9 млрд руб. государственных средств, и 239 вагонов, будет модернизирована и существующая тяга, пассажирские вагоны дальнего и пригородного сообщения — на это направят 257,2 млрд руб. В развитие Центрального транспортного узла вложат 67,2 млрд руб. (из них 42,2 млрд руб. — средства РЖД, 25 млрд руб. — бюджета Москвы), на создание ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом пойдет 46 млрд руб., из которых 2,9 млрд руб. на проектирование трассы, а 43,1 млрд руб. — на строительство дополнительных пятого и шестого путей на участке Москва — Алабушево.
Исходя из параметров финансового плана на 2025 год, по итогам года РЖД прогнозируют рост погрузки на уровне 5%, до 1,2 млрд т. Объем перевозок каменного угля увеличится на 2,3%, в частности, на 3% за счет экспорта, преимущественно, как указано в плане, через юг (с расчетом на «нормализацию» коммерческих отношений участников рынка при перевозках твердого топлива в адрес терминала ОТЭКО в Тамани) и северо-запад. При этом инвестиции в развитие железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов существенно сократятся — до 9 млрд руб. (против 45,1 млрд руб. в 2024 году) и 10,2 млрд руб. (25,5 млрд руб.) соответственно. Росту внутренних перевозок твердого топлива будут способствовать отгрузки в адрес обогатительных фабрик Кузбасса.
РЖД прогнозируют увеличение спроса на перевозки нефтяных грузов (+4,7%), продукции горно-металлургического сектора (черных металлов и руды — на 12,9 и 2,7% соответственно), аграрно-промышленного комплекса (минудобрений на 8,1% и хлебных грузов на 4,1%) и лесной промышленности (+9,7%). Погрузка контейнеров вырастет на 11,2%, стройматериалов — на 5,3%.
В 2025 году РЖД рассчитывают на 2,8 трлн руб. дохода от грузовых перевозок, на 20,8% больше, чем в 2024 году (всего более 3 трлн руб. от перевозочных видов деятельности). Как поясняется в финансовом плане, такой прирост обеспечат рост грузооборота на 5,5% (эффект оценивается в 129,6 млрд руб.), индексация тарифов на 13,8% с 1 декабря 2024 года (обеспечит плюс 307 млрд руб. к доходу) и дополнительных тарифных решений, в том числе за счет сокращения «избыточных преференций» для контейнерных перевозок, перевозок стройгрузов и порожнего пробега полувагонов и платформ, что добавит холдингу 45,6 млрд руб.
Сокращение инвестиций всегда влечет за собой снижение объема ремонтных и строительных работ, что из-за сокращения «ремонтных окон» оказывает положительный эффект на провозную способность сети и, как следствие, грузовые перевозки, говорит Михаил Бурмистров, гендиректор «INFOLine-Аналитики». «С другой стороны, надо понимать, что РЖД столкнутся с масштабными вызовами, связанными не столько с освоением инвестиционной программы, сколько с ее финансированием», — рассуждает он. Для того чтобы профинансировать даже такую инвестпрограмму, РЖД пришлось пролоббировать «беспрецедентное» повышение тарифов, это в условиях снижения качества услуг на фоне роста оборота вагона (время его от погрузки до следующей погрузки. — РБК) уже «простимулировало» грузовладельцев переориентироваться на водный и автомобильный транспорт. Это может привести к тому, что РЖД продолжат терять грузовую базу.
Другим существенным фактором риска реализации прогноза погрузки эксперт называет дефицит кадров. «На железной дороге сложилась критическая ситуация — РЖД вынуждены письмами вызывать ветеранов с пенсии, чтобы решить вопрос комплектации локомотивных бригад. К сожалению, даже с учетом опережающих темпов и выделения дополнительных средств на повышение зарплат их уровень с поправкой на условия труда остается существенно менее конкурентоспособным, чем в ряде отраслей, и это будет ключевой вызов», — заключает он.
В РЖД, согласно пояснениям к инвестпрограмме на 2025 год, полагают, что штат работников локомотивных бригад необходимо расширить на 4,6 тыс. человек — это позволило бы снизить существенные переработки и срывы с выходного дня. Для обеспечения перевозочного процесса квалифицированным персоналом с 1 ноября 2024 года компания увеличила часовые тарифные ставки локомотивщиков на 20% в дирекции тяги и на 15% в подразделениях пассажирского пригородного комплекса. «При этом даже в случае выделения необходимых средств на повышение конкурентоспособности заработной платы в ОАО «РЖД» соотношение заработной платы в 2025 году РЖД/Россия сократилось до 1,1 раза. В 2023 году это соотношение было 1,14 (экономически обоснованный уровень соотношения — 1,35)», — указано в документе.