Главная / ЭКОНОМИКА / «40 пассажирских лайнеров у ОАК практически готовы, но летать не могут» — нужели правда?
Доска объявлений огромный выбор товаров и услуг рядом с вами

«40 пассажирских лайнеров у ОАК практически готовы, но летать не могут» — нужели правда?

«40 пассажирских лайнеров у ОАК практически готовы, но летать не могут» — нужели правда?

Около 40 гражданских самолетов «в разной степени готовности» скопилось к концу 2024 года на производственных предприятиях, которые входят в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) госкорпорации «Ростех».

Отмечается, что более 20 недостроенных бортов Superjet 100 находится в производственном центре ПАО «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре и примерно столько же среднемагистральных МС-21 стоит на площадке Иркутского авиазавода. Заводы не могут достроить лайнеры из-за отсутствия отечественных аналогов импортных комплектующих и систем.

По словам представителя ОАК, «накопить» самолеты решили для ускорения производства после сертификации импортозамещенных версий. Сейчас ведется работа по замещению около 80 систем, каждая из которых имеет свой цикл производства и сертификации.

В условиях сжатых сроков сборка самолетов, разработка и создание комплектующих ведутся параллельно с сертификационными полетами, пояснил представитель ОАК. Указав, что такой подход позволит максимально ускорить вывод импортозамещенных воздушных судов на рынок.

Напомним, в соответствии с программой развития авиатранспортной отрасли до 2030 года, принятой летом 2022-го, в 2024 году производство SJ-100 должно было выйти на запланированный уровень 20 самолетов в год, а МС-21 — не менее шести машин. Но пока ни одна из моделей не совершила первого полета в той версии, в которой ее планируется поставлять в авиакомпании.

Между тем, еще в марте «Коммерсант» со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, писал, что перенос сроков поставок новейших российских самолетов SJ-100 и МС-21 связан с неготовностью многих ключевых компонентов и необходимостью дальнейших испытаний.

В частности, двигатель ПД-8, который был создан под импортзамещенную версию SSJ-100 New, на стендовых испытаниях в декабре 2023 года не подтвердил свои заявленные характеристики, поэтому о сертификации пока речь не идет.

А в случае с МС-21 проблемой стал вес. В процессе импортозамещения лайнер потяжелел почти на шесть тонн, из-за чего его дальность полета сократилась в два раза, и самолет, как утверждает ряд экспертов, потерял возможность называться среднемагистральным (дальность полета должна быть более 2,5 тыс. км).

Вместе с тем, в ноябре глава Минпромторга Антон Алиханов сообщил телеканалу «Россия 24», что все сложности с двигателем ПД-8 решены, и уже в декабре планируются испытания на летающей лаборатории. Планы в итоге несколько сдвинулись: теперь — на начало 2025-го.

В ОКБ буквально накануне «Известиям» в рассказали, что поставка двигателей ПД-8 ожидается в начале 2025 года, после чего самолеты передадут на летно-испытательную станцию завода в Комсомольске-на-Амуре для подготовки к летным испытаниям.

После установки и проверки силовых установок полностью импортозамещенные авиалайнеры с отечественным оборудованием на борту поднимутся в воздух. Параллельно ведется работа по развертыванию серийного производства SSJ-100.

Согласно планам правительства к 2030 году доля самолетов отечественного производства в парках авиакомпаний должна составить 81,3%. Но удастся ли эти планы реализовать?

Этот вопрос «СП» адресовала авиационному эксперту, главному редактору портала Avia.ru Роману Гусарову:

— Во-первых, категорически не согласен ни с цифрами, ни с выводами, которые делает издание. Начнем с того, что нет, конечно же, ни двадцати Superjet недособранных, ни МС-21.

По имеющейся у меня информации, на сегодняшний день, например, на том же заводе в Иркутске собрано более десятка новых самолетов МС-21. Они, действительно, не до конца укомплектованы и не передаются заказчику. Но не по той причине, что отсутствуют комплектующие, а по причине того, что не завершены испытания самого самолета.

В данный момент программа летных испытаний импортозамещенного МС-21 реализуется, и предполагается, что к осени следующего года она будет завершена. Как только это произойдет, самолеты сразу передадут в авиакомпании.

Причем передача будет осуществляться с наверстыванием, как говорится, упущенного — т.е. это будет и то, что должны были передать в текущем году, и в следующем году.

Поэтому сейчас самолеты производятся по плану, и никакого отставания в производственной программе нет. Но уйдут они в авиакомпании чуть позже, когда полностью будет завершена программа испытаний.

«СП»: А сократить эту программу можно?

— Я себе этого не представляю. Потому что для гражданской авиации крайне необходимо понимать, что та техника, которая эксплуатируется авиакомпанией, испытана и надежна. И на ней точно можно безопасно летать.

Вот пока это не будет подтверждено, самолеты передаваться не будут. А промышленность работает по тому плану, который существует и утвержден правительством.

Та же самая картина и по самолету Superjet 100. И откуда взялась эта цифра — 20 недособранных машин — не понимаю, честно говоря. Если собрать сейчас все произведенные ранее самолеты, какие только можно было поставить на крыло, они все находятся в эксплуатации у авиакомпаний. Они просто так простаивать не будут.

А опытный образец нового, полностью импортозамещенного ближнемагистрального SSJ-100 New, только в следующем году взлетит. Испытания намечены на начало 2025-го.

«СП»: То есть, это будет уже лайнер с российским двигателем?

— Именно так. Речь идет о самолетах с нашим двигателем ПД-8. Потому что с французским двигателем SaM146 все самолеты уже давно были построены и переданы в авиакомпании. И в старом облике они уже не производятся.

Таким образом, в SSJ-100 не только двигатель новый. Там, можно сказать, полностью переработан весь самолет — все компоненты, все комплектующие, включая, конструкцию планера и крыла. Все это находится на испытаниях.

Поэтому нет, конечно же, никаких новых Superjet, которые в центре «Яковлева» могли скопиться… Это, видимо, кто-то просто решил хайпануть.

Да, производство идет постепенно. Сейчас как раз начинают собирать первые опытные образцы для наземных и летных испытаний. И вот уже скоро они поднимутся в воздух. А затем будет развернуто серийное производство.

Но опять-таки ситуация будет, как с МС-21. Самолеты будут собираться и оставаться на предприятии до того момента, пока не завершится программа летных испытаний. А у SSJ-100, поскольку двигатель новый, она более длительная и завершится только 2026 году. Как только она завершится, самолеты (уже собранные к тому времен) будут передаваться авиакомпаниям, причем передаваться так, чтобы наверстать вот эти пропущенные сроки, которые у нас были, начиная с 2024 года.

Справка «СП»

Ближнемагистральный SJ-100 разработан компанией «Гражданские самолеты Сухого», которая с 2020 года переименована в «Региональные самолеты» и является филиалом ПАО «Яковлев». На момент введения в эксплуатацию в 2011-м импортные комплектующие составляли почти 80% конструкции. В 2018 году было объявлено о создании новой модели самолета с большей долей российских частей, тогда же ОАК был передан в «Ростех».

Среднемагистральный МС-21 первоначально планировали выпускать как с российскими двигателями ПД-14, так и с американскими Pratt & Whitney. Первый полет состоялся в мае 2017 года. А в конце 2021-го МС-21 получил базовый сертификат в Росавиации. Однако в серию самолет не поступил, т.к. после начала специальной военной операции в 2022-м иностранные поставщики отказались работать с ОАК.

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий