Дочерняя структура «Росатома» «Ураниум Уан Груп» подписала контракт с боливийской государственной компанией Yacimientos de Litio Bolivianos (YLB), который предполагает строительство в Боливии промышленного комплекса по производству карбоната лития. Новый объект планируется разместить на территории крупнейшего в мире литиеносного солончака Салар-де-Уюни, который располагается на высоте 3650 м над уровнем моря и занимает площадь более 10,5 тыс. кв. км. Это высохшее соленое озеро на юге пустынной равнины Альтиплано в Центральных Андах. Такие же салары есть в Аргентине (Салар-дель-Омбре-Муэрто) и Чили (Салар-де-Атакама), где также добывается литий.
Планируется, что промышленную установку запустят во втором полугодии 2025 г., а производственные мощности будут расширены до 14 тыс. тонн карбоната лития в год. Освоение салара будет происходить с применением российской технологии прямого сорбционного извлечения лития. Среди ее преимуществ в «Росатоме» подчеркнули отсутствие необходимости использования в технологическом процессе агрессивных реагентов, а также максимальный рецикл водных потоков, что обеспечит сохранение окружающих экосистем.
В Боливии не очень большая добыча лития, страна даже не входит в пятерку лидеров отрасли. Там извлекается меньше 1 тыс. тонн, тем не менее государство владеет пятой частью мировых запасов лития, отметил независимый экономический эксперт Николай Макеев. По подсчетам геологической службы США (USGS), они составляют 21 млн тонн.
Литий применяется для всех батарей, начиная от самых маленьких (в часах, компьютерах) и заканчивая аккумуляторами для электромобилей, отмечает доцент кафедры международной торговли ВАВТ Андрей Кушниренко: «Без лития невозможно развитие современной электроники и всего того, что на ней основано. Поэтому тот, кто обладает запасами лития, может проводить свою линию».
Соединения лития применяются также для изготовления стекол и керамики, специальных смазок, резины и пластмасс. В металлургии добавки лития используют для раскисления, легирования и модифицирования сплавов, а в ядерной энергетике литий-7 применяют в качестве добавки в теплоноситель первого контура реакторов типа PWR (западные аналоги реакторов ВВЭР). Россия пока остается импортером лития, но предметом экспорта является химическая продукция из него: литий-7, а также соединения металла батарейных сортов — производства Топливного дивизиона «Росатома».
В России большие запасы лития, но они бедные по его содержанию в руде, полагает Кушниренко, и если бы Москве и Ла-Пасу удалось реализовать совместный проект, то это было бы выгодно. Ранее в Боливию пытались заходить компании из других стран, но проекты не дошли до реализации, напомнил аналитик. Основными потенциальными конкурентами России на рынке лития являются Китай и Австралия, и страна не сможет стать монополистом и ведущим производителем, но свою часть рынка способна забрать, прогнозирует эксперт.
Введение санкций против российского лития не будет эффективным, поскольку спрос на ресурс высокий, а отличить российский металл от другого не получится, полагает Кушниренко. Если начнется производство в Боливии, то есть риск, что США захотят оказать какое-то санкционное давление, считает Макеев.
В январском отчете USGS было указано, что мировое производство лития за 2023 год выросло на 23,3%, до 180 тыс. тонн. Лидерами по добыче ресурса стали Австралия (86 тыс. тонн), Чили (44 тыс. тонн) и Китай (33 тыс. тонн). Сейчас цены на карбонат лития, по данным Trading Economics, составляют 72,5 тыс. юаней ($10,2 тыс.) за тонну, они вернулись примерно к уровню начала 2021 года. Для сравнения: на пике в начале ноября 2022-го цены на металл превышали 596 тыс. юаней ($84 тыс.) за тонну.
В России литий перестали добывать чуть ли не 20−25 лет назад, так как было дешевле закупать его в Латинской Америке: немного в Боливии, в основном в Чили и Аргентине, рассказал Макеев. Замдиректора департамента металлургии и материалов Минпромторга Владислав Демидов в апреле 2022 г. говорил, что поставки карбоната лития из Чили и Аргентины в Россию прекратились. Мы также закупаем литий из КНР, но китайские поставки не могут покрыть российские нужды, полагает Макеев. В целом, проект «Росатома» позитивный сигнал, который говорит о том, что страна может стать крупным игроком на этом секторе рынка металлов.
Макеев подчеркнул, что сейчас в РФ стартуют собственные проекты по разработке лития, ведется возобновление производства. В апреле сообщалось о совместном литиевом проекте «Росатома» и «Норникеля» со ссылкой на представителя горно-металлургической компании. Речь идет об освоении Колмозерского месторождения (почти 19% всех запасов лития в стране) в Мурманской области.
Совместное предприятие двух компаний «Полярный литий» уже запустило проект по добыче, а в 2026—2027 годах планируется ввод в эксплуатацию первой очереди горно-обогатительного комплекса, рассчитанного на 400 тыс. тонн руды. К 2030 г. планируется производить литий в промышленных объемах — до 45 тыс. тонн карбоната и гидроксида лития в год. Потенциально интересный объект — Тастыгское месторождение в Туве с запасами лития в 596 тыс. тонн.