ЕС продлил дедлайн для работы уходящих европейских компаний в России Евросоюз принял 15-й пакет санкций против России. Несмотря на возражения прибалтийских стран, Совет ЕС продлил на год возможности для компаний, собирающихся уйти из России, ввозить и вывозить определенные товары
Ключевыми элементами 15-го европейского пакета санкций в отношении России являются ограничительные меры в отношении 52 судов из «теневого флота», в том числе перевозящего российские нефть и нефтепродукты, и «впервые введенные полноценные» санкции (запрет на въезд, заморозка активов, запрет на предоставление экономических ресурсов) в отношении различных китайских лиц, говорится в материалах Еврокомиссии (ЕК) от 16 декабря.
В частности, Совет ЕС ввел санкции против одного китайского гражданина и шести организаций. Из них ограничения в отношении одного физического лица и двух структур ЕК обосновывает тем, что они способствовали обходу санкций против России, а против четырех структур — тем, что поставляли чувствительные компоненты для беспилотников и микроэлектронные компоненты в интересах российского военно-промышленного комплекса (ВПК).
Возможность сворачивать бизнес дольше
Новый пакет также продлевает некоторые действующие разрешения, позволяющие компаниям ЕС сворачивать свою деятельность в России, указано в материалах. «Эти разрешения сами по себе не являются новыми, но они дадут больше времени нашим компаниям на выход из России», — утверждает ЕК.
Речь идет об исключениях, первоначально введенных в декабре 2022 года и затем пролонгированных три раза (в июне 2024 года были продлены до 31 декабря 2024 года). Компетентные органы стран ЕС могут выдать отдельным компаниям, работающим в России, разрешения на транзакции с российскими госструктурами, в общем случае запрещенные санкциями, на ввоз или передачу товаров, импорт которых в Россию запрещен санкциями, или на экспорт определенных товаров, в общем случае запрещенный санкциями, а также на оказание ряда услуг (таких как бухгалтерские, консалтинговые), которое также в общем виде запрещено санкциями ЕС. Общим условием для всех таких возможных разрешений является тот факт, что сделки нужны для «ухода из России или сворачивания деятельности в России».
Согласно поправкам в Регламент 833/2014 о секторальных санкциях в отношении России, опубликованным в Официальном журнале Евросоюза, возможности для европейских компаний получать такие разрешения продлеваются до 31 декабря 2025 года.
«В целом компании из Евросоюза, работающие в России, испытывают определенное давление со стороны ЕС по выходу из РФ. Ряд стран-членов, особенно восточноевропейских, например, считают, что у компаний было достаточно много времени, чтобы выйти, поэтому они [эти страны] долго не согласовывали это продление», — говорит основатель бельгийской юридической фирмы YS Advisors, специалист по санкциям Юрий Шумилов. Он считает, что «в таких условиях далеко не факт, что эти продления будут сделаны еще раз».
Издание Politico в начале декабря писало, что Латвия и Литва отказывались согласовывать 15-й пакет санкций, поскольку он «продлевал условие, позволяющее западным фирмам продолжать работать в России, несмотря на санкции». По данным Politico, это положение становилось лазейкой, которым ряд компаний злоупотребляют. Две страны согласились одобрить новые санкции, после того как переговорщики ЕС включили в санкционные поправки формулировки (не юридически обязывающие) о том, что европейским компаниям следует обдумать уход из России.
«Операторы [ЕС] должны быть в курсе, что Россия — это страна, где верховенство закона больше неприменимо, и что Российская Федерация приняла несколько нормативно-правовых актов, мишенью которых являются активы компаний из «недружественных стран», включая страны Евросоюза. Это может привести к тому, что активы застрянут в России без возможности их упорядоченного вывода. Из-за рисков сохранения бизнес-активности в России операторы Евросоюза должны рассмотреть возможность сворачивания их бизнеса в России и/или решения не начинать там новый бизнес», — говорится в преамбуле к поправкам.
Увеличение срока на ряд операций, необходимых для продажи российского бизнеса, — однозначная необходимость для европейских компаний, так как возможность продать свои активы зависит от российских компетентных органов, прежде всего правкомиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, указывает юрист NSP Глеб Бойко. Поэтому установление жестких крайних сроков в данном случае не является эффективным средством со стороны ЕС, считает он.
Другие важные ограничения
«Самым существенным ограничением [15-го пакета] является запрет на доступ к портам ЕС для судов, которые Совет ЕС относит к так называемому теневому флоту», — полагает Бойко. По его мнению, такие ограничительные меры могут повысить издержки экспорта нефти и нефтепродуктов.
В июне предыдущим санкционным пакетом ЕС запретил судам, включенным в санкционный перечень, заходить в порты стран ЕС, шлюзы, а также места якорной стоянки. Эти корабли также нельзя импортировать в ЕС или экспортировать из Евросоюза, европейцам нельзя участвовать в перевалке грузов с судна на судно с участием таких судов. По данным ЕК, с добавлением 52 судов в перечень общее их количество увеличилось до 79.
В частности, под новые санкции попали несколько танкеров для перевозки сжиженного природного газа (СПГ), включая танкер Christophe de Margerie (газовоз для проекта «Ямал СПГ»).
В июне Евросоюз запретил европейским компаниям вступать в сделки, прямые или непрямые, с любыми российскими компаниями и организациями, которые подали иск против компании ЕС в соответствии со ст. 248 Арбитражного процессуального кодекса (АПК) России (речь идет об исках, поданных российскими компаниями против европейских компаний в тех случаях, когда последняя, например, прекратила договор в целях соблюдения санкций). Ст. 248.1 АПК устанавливает исключительную компетенцию российских арбитражных судов по спорам с участием подсанкционных лиц. Ст. 248.2 дает таким лицам право на обращение в российский арбитражный суд с заявлением о запрете инициации или продолжения разбирательства в иностранном суде или международном коммерческом арбитраже (антиисковой запрет).
Поправки в рамках 15-го пакета вводят новую статью в регламент 833/2014: она запрещает признание и приведение в исполнение в странах ЕС любого «судебного запрета, приказа, обеспечительной меры, вердикта или другого судебного решения», которое основывается на ст. 248 российского АПК. Как поясняет Совет ЕС в преамбуле к поправкам, российские суды в последнее время выпускают решения, основанные на ст. 248, которые запрещают европейским компаниям инициировать или продолжать разбирательства против российских контрагентов в иностранных судах или арбитражных трибуналах. Если европейская компания нарушает такой антиисковой запрет, в России в их отношении выписывают «непропорционально высокие штрафы», отмечает Совет ЕС. Чтобы российские истцы не могли взыскать такие штрафы, и принята новая норма, объясняет он.
«Случаи признания решений российских госсудов в ЕС носили исключительный характер, в основном ограничиваясь странами, с которыми у России сохранились договоры о взаимном признании решений по гражданским делам», — указывает Шумилов. По информации Бойко, примеров признания решений российских судов по ст. 248.1. АПК в европейских судах не было, а теперь это закреплено отдельно.