Опережающий рост качества жизни в малых городах России должен обеспечить комплекс передовых инструментов, предложенных Агентством стратегических инициатив (АСИ). Такое пожелание высказал Владимир Путин на заседании наблюдательного совета организации, где обсуждалась Стратегия АСИ до 2030 года.
Среди обозначенных проблем малых городов глава государства упомянул «модели развития образования и здравоохранения», улучшение экологии, создание современной среды для жизни и восстановление памятников культурного наследия. Кроме того, шла речь о демографии. Правда, в контексте всей страны, а не только провинции.
Президент не ждёт, когда разработанные «инструменты» принесут результат и форсирует события: по его поручению под руководством МВД на АСИ создаётся проектный офис для полного сопровождения иностранных граждан традиционных убеждений при переезде в нашу страну, включая помощь с обустройством, поиском работы и обучением детей.
Пока же наиболее зримым результатом работы АСИ за 2024 год оказался рейтинг самых лучших регионов РФ по качеству жизни, обнародованный на заседании. На первом месте предсказуемо оказалась Москва, на втором — Петербург, далее — Татарстан, Тюменская область и ХМАО. В общем, мегаполисы в топе, глубинка — в ж…
Это соответствует картине мира части управляющего класса страны. «Малые города — моногорода, спутники более крупных агломераций — они будут отмирать. Государству приходится признать, что города, поселки, которые умирают… Нужно подвести черту и перестать их спасать», — советовал на форуме в Екатеринбурге менеджер «Газпрома».
— Концепция мегаполисной урбанизации — собирания населения в «концентрационных» городах, никуда не исчезла из голов чиновников, — говорит председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. — А кроме того, она является свершившимся фактом. Мы по-прежнему строим микрорайоны «человейников» без учёта занятости, социальной инфраструктуры.
Но главное в том, что эту концепцию не перебить только желанием развития малых городов. Отказ от агломераций глубинку автоматически не поднимет.
«СП»: Как же быть?
— Качество жизни в малых городах — это очень материальный вопрос, связанный во-первых, с тотальной модернизацией жилищно-коммунальной инфраструктуры, а во-вторых, с созданием предприятий, дающих рабочие места мирового уровня с точки зрения и перспективности производства, и размера зарплат — чтобы люди не уезжали из глубинки. Третий момент связан с базовой инфраструктурой — транспортом, телекоммуникациями.
К сожалению, у нас государство научилось выявлять так называемые проблемные темы, а затем их чисто словесно отрабатывать. Тема малых городов в последние пару лет звучит довольно громко. И это, подчеркну, очень хорошо. Но госмашина работает так: выявленную, выделенную проблемную тему она везде где только можно акцентирует, но это никак не бывает связано с материальным базовым слоем.
Никакой форсированной реиндустриализации страны с упором на регионы и малые города не наблюдается. Есть фундаментальная модернизация ЖКХ? В частности, переход к распределённому, а не централизованному теплоснабжению? Как государственной задачи — нету. Есть только отдельные микроточки. Разве что с дорогами стало получше. Но поскольку молодёжь бежит из провинции, эти дороги нужны ей чтобы сбежать.
Пора правительству заняться материальными аспектами. Оно же правительство, а не министерство идеологии. У него есть конкретные органы для реализации совершенно конкретных вещей. Но ничего не происходит. А красивые нацпроекты в основном пойдут мимо малых городов, потому что концентрации капитала там нет. Это элементарно невыгодно. Ни крупному капиталу, ни отраслевикам.
«СП»: Может у страны нет денег на всё это?
— Не денег у нас нет, а ума, как говорил кот Матроскин. Государство не способно организовывать долгосрочные программы когда планируется максимальный народнохозяйственный эффект — в том же качестве жизни, за минимальные затраты. Государство у нас тяжело болеет остатками неолиберальной идеологии 90-х годов. Поэтому вопрос не в деньгах, а в понимании, куда движется мир и как в соответствии с этим нужно обеспечить жизнь в отдаленных городах.
«СП»: Глядя на сайт АСИ вспоминается Росмолодёжь при Василии Якименко…
— АСИ нужна для того, чтобы молодые и красивые люди рассказывали нам хорошо живётся в России и будет жить ещё лучше. При этом они могут нести что-то про «создание механизмов снижения административного давления» и тому подобную чушь. Организация существует уже 15 лет. Выхлопа практически никакого нет. АСИ — это элемент пропагандистской машины. Что можно от них требовать в части качества жизни малых городов?
Это как от Суслова или Победоносцева требовать создания лучших в мире беспилотников…
— Стратегически президент абсолютно прав, — продолжает гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. — Страна не может прирастать только городами-миллионниками. Но чтобы прирастать малыми городами, у них должны быть какие-то ресурсы. Чтобы ребёнок рос, его надо кормить. А у нас значительная часть бюджета — федеральный (больше двух третей), ещё треть — региональные, а зазор — муниципальные.
При этом малые города — муниципальные. Это не столицы регионов, которые тоже не избалованы финансированием, а в лучшем случае райцентры. Там денег вообще нет. Хорошо, если губернатору малый город зачем-нибудь нужен… Чтобы райцентр мог помочь малому городу, у него должны быть легко собираемые и обширные налоги. А там финансовых гениев нет. Кто был, давно сидят в Москве на хорошей зарплате.
Когда президент говорит о малых городах, он имеет ввиду то, как должно быть. Нужно внести соответствующие изменения. У нас ведь изначально налоги должны были делиться между регионами и федерацией в пропорции 50 на 50. Но потом этот закон был приостановлен. И приостановлен до сих пор. Я не верю в Минфин, меняющий структуру налогообложения, как не верю в вечный двигатель.
— Есть озвученное желание поддержать развитие малых городов, а есть непосредственная практика, которая прямо противоположна, — отмечает политолог Анатолий Несмиян. — До тех пор пока это не будет подкреплено практическими шагами, которые можно измерить, чем-то вроде нацпроектов с соответствующим финансированием, всё останется пожеланиями.
«СП»: Готов ли российский управленческий класс к движению к такой цели?
— Система управления в стране сильно просела, она дезорганизована, показывает очень низкие компетенции. А это стратегический проект связанный с разворачиванием антропотоков из мегаполисов в провинцию, рассчитанный даже не на годы, а на поколения. Возможно, наши управленцы не способны даже сформулировать такую задачу.
Думаю, в АСИ было дежурное заседание. Не зря Путин ушел с него, чтобы поговорить по телефону с неким африканским президентом (Гвинеи-Бисау — «СП»). Пришел, побыл, отвлёкся на «очень важный» и никому не интересный разговор и тем продемонстрировал своё личное отношение к обсуждаемому вопросу.