Финская власть опять впереди Европы всей, неймётся ей, убогой. Стоило ЕС задуматься об очередном расширении антироссийских санкций, как в Хельсинки уже готово предложение: запретить экспорт российского никеля!
С таким предложением в очередной раз выступила глава МИД Суоми Элина Валтонен. Два года назад, будучи скандальным, но не сказать, чтобы влиятельным политиком, она уже бралась за этот металл. Однако поддержки у себя в стране тогда не нашла.
Что, собственно, и ожидалось. Ведь этот пластичный ковкий материал производится в самой Финляндии, в городе Харьявалта. Тамошний завод — единственный в своем роде в Евросоюзе. Благодаря чему пока ещё приносит приличную прибыль нашим неблагодарным соседям. А с учетом финансовых потерь последних лет из-за разрыва связей с РФ, правильней будут сказать — весьма существенную.
Не далее как в марте уходящего года коллега Валтонен в правительстве министр экономики Вилле Рюдман выступала против закрытия завода в Харьявалта, убеждая оппонентов, что больше, чем Россия, пострадает от этого сама Финляндия. А вслед за ней и остальная Европа. Но в первую очередь город Харьявалта.
Но что до этого госпоже министерше? Куда важнее, видимо, для неё показать свою преданность и согласие с текущей политикой Запада. «Если страны-члены совместно придут к этому решению» (новому пакету санкций — «СП»), то Финляндия «не будет возражать против добавления никеля в санкционный список», — вновь, теперь в интервью правительственному изданию Helsingin Sanomat, озвучила свою инициативу Валтонен.
Кто не в курсе, завод в Финляндии «Норильский никель» приобрел в 2007 году. Он перерабатывает никельсодержащее сырье, преимущественно российское, но и некоторое количество от сторонних поставщиков.
Объём выпуска металла — порядка 65 тыс. тонн в год. Это 5% от мирового производства. К текущему году могло быть больше, до 73 тыс. тонн. Спрос на никель у европейцев постоянно растет. Но требовалась модернизация. Её притормозили возникшие из-за санкций сложности с доставкой необходимого сырья.
И что теперь — нам ли печалиться? Владельцу ли данной горно-металлургической компании Владимиру Потанину? Самим финнам, готовым «выбить из-под себя никелевую табуретку»?
— Печалиться надо, конечно, недальновидным финским политикам, — считает Никита Масленников, директор департамента Российского союза промышленников и предпринимателей; советник Института современного развития. — Они, а не мы в России, могут многое потерять с закрытием завода в Харьявалта. Прежде всего финансово.
У нашей страны хорошая позиция на мировом рынке. По экспорту никеля она в числе лидеров. Нам не о чем особенно беспокоиться.
«СП»: Но ведь «Норникель», которому принадлежит и завод в Финляндии, частная компания…
— Не в этом дело. Её владелец Владимир Потанин такой же россиянин, как мы с вами. И он, кстати, тоже под санкциями, но продолжает вполне успешно работать.
Ему, безусловно, можно будет рассчитывать на поддержку государства. В каком виде? Например, политико-дипломатическом. Это — во-первых.
Во-вторых, совершенно очевидно, что предлагаемые недружественные действия политиков Суоми в отношении данной компании могут нанести ущерб также интересам нашей страны. Мы — одни из ведущих мировых экспортеров и не собираемся сдавать свои позиции на данном стратегически важном направлении. Для РФ это очевидный недружественный акт. Отсюда будут и соответствующие выводы, сделанные нашим правительством.
Но в основном это все-таки потеря именно для финнов. Где еще они возьмут такое предприятие — на своей территории, квалифицированные кадры, востребованный у европейцев качественный товар?
«СП»: Там не все поддерживают главу своего МИД с её «никелевой» инициативой. Есть среди местных политиков и те, кто пытается ее переубедить — пока, правда, тщетно…
— Да, в Финляндии остались ещё, по счастью, умные люди, как в бизнесе, так и в политике, несогласные с полным разрывом отношений с Россией, считая это недопустимым. Глупо, в самом деле, не учитывать многолетний и очень удачный опыт нашего сотрудничества с соседями.
Появился и новый, не менее успешный — многие их компании с ведением санкций не ушли из РФ, а просто «перекрасились», изменив бренды. И благополучно продолжают сейчас работать. Довольны все — и они, и мы. Так что здравый смысл, в конце концов, я думаю, возобладает.
Здравомыслящие политики есть и в других странах Евросоюза. Учитывая, что 15-й пакет антироссийских санкций еще не принят, идет согласование, они, эти здравые, точнее, рациональные головы, не торопятся с решением. В ЕС сейчас вообще немало противоречий между членами. Потому, я предполагаю, очередная не вполне удачная инициатива Элины Валтонен, мечтающей, видимо, стать святее папы римского, будет проигнорирована.
«СП»: Коль потанинский завод, о котором речь, находится на территории Финляндии, стало быть, и налоги с него платятся в этой стране. А в российскую казну какая-то копеечка падает?
— Как и положено — от общей выручки компании. Конкретных цифр не назову. Это, пожалуйста, к Минфину. Что касается финского бюджета, то после закрытия предприятия в городе Харьявалта, если это случится, тот потеряет кругленькую сумму. Компенсировать которую будет ох как непросто. Но это их проблемы.