В России новая сенсация на продовольственном рынке — заметно подорожал «второй хлеб», картофель. Вообще, к этому были готовы меньше всего. Но так или иначе, картофель замкнул роковую продовольственную цепочку роста цен: сначала яйца, потом масло, практически вся молочная продукция, а теперь вот — картошка.
Согласно данным Росстата, цены на картофель растут третью неделю подряд: в октябре картофель дорожал постепенно: сначала на 1,3%, с 15 по 21 октября — на 2%, а с 22 по 28 октября — на 3,1%. С начала года розничные цены на овощ выросли на 54,72%, а с октября прошлого года — более чем на 60%. Есть недобор картофеля в ведущих регионах-производителях. Это прежде всего Брянская, Нижегородская, Московская, Тульская области.
Вообще, неладное я почувствовала еще в прошлом году, когда в магазинах появилась картошка из Египта. Белесая, конусовидная и жутко невкусная.
Что теперь? Минсельхоз ограничится объяснением того, почему взлетели цены на картошку? Или предложит закупать ее в Белоруссии? А то еще где-нибудь: Казахстане, в Африке?
Решила уточнить все это у директора Картофельного союза Алексея Красильникова.
«СП»: Так почему подорожал картофель?
— В прошлом году в России был собран рекордный урожай картофеля — 8,6 млн т, а оптовые цены на него до мая этого года держались на уровне себестоимости или даже ниже. В результате из-за прошлогодней нерентабельности под урожай 2024 года была сокращена посевная площадь.
Также повлияла погода с заморозками в мае. По прогнозу Минсельхоза, валовый сбор урожая картофеля в этом году должен быть на уровне 7,2−7,3 млн т. Но на сегодня пока что собрано чуть менее 7 млн т.
Есть недобор картофеля в ведущих регионах-производителях. Это прежде всего Брянская, Нижегородская, Московская, Тульская области. Тут мы видим существенное отставание от прошлогодних результатов.
«СП»: То есть снова погода подвела…
— Да, например, Брянская область пострадала от засухи, а на севере Московской области, наоборот, было переувлажнение. Поэтому в этом году у нас недостаток отборного, крупного картофеля, который идет в торговые сети, — резюмировал аграрий.
Давайте все же разберемся: откуда сегодня берется в России картошка? В СССР были, конечно, картофелеводческие хозяйства, они существовали даже в Подмосковье, но основную часть урожая (60% и более) давали личные подворья и дачные шесть соток.
«Крестьяне продолжают сажать картошку, — рассказывает председатель общественного объединения «Федеральный сельсовет», фермер Василий Мельниченко. — Но в этом году я у себя в хозяйстве буду сажать меньше, картошку испортила фитофтора, парша, продавал по 16 рублей за килограмм. И у меня большие сомнения, что Египет нам чем-то поможет из-за риска попасть под санкции.
Работать на селе фермерам все сложнее. На сегодня в Свердловской области дефицит в 55 тысяч тракторов, не хватает 35 тысяч комбайнов. У нас нет денег закупить новую сельскохозяйственную технику. Да и сажать на комбайны некого — народ ушел на СВО, где зарплаты выше, чем у нас на селе. И я их понимаю. Кризис сельского хозяйства неизбежен, и дефицит картофеля — это всего лишь одна из составляющих".
Возникает вопрос: как оценивают ситуацию с картофелем на нынешний год эксперты и какой предлагают выход? С таким вопросом мы обратились к независимому эксперту про сельскохозяйственной тематике Александру Корбуту.
— Урожай картофеля в этом году действительно ниже, это факт, который признают все — от фермеров до Минсельхоза. В магазинах — накрутки, цены на картофель взлетели. Причина очевидна: неурожай и незаинтересованность сельхозпроизводителей. Оптовая цена на картофель ниже, чем год назад.
«СП»: Как будем решать проблему? За счет импорта?
— В Египте картофель созревает рано, так что импорт будет, если только не испугаются санкций, но цены взлетят до небес. Будем закупать и в Белоруссии.
«СП»: Минсельхоз как-то помогает фермерам и сельхозпроизводителям в решении этого вопроса?
— Да, Минсельхоз выделяет с весны квоты сельхозпроизводителям, уже с февраля-марта. Но все равно есть дефицит в качественных хранилищах. Собрано 7 миллионов тонн картофеля на сегодня. Сколько из этого сохранится, подсчитать трудно. При этом надо учитывать, что 7 миллионов тонн — это только в организованном секторе.
К этому надо приплюсовать еще 2/3, которые собраны в личных хозяйствах, ведь люди сажают на своих участках много картофеля. Думаю, это все тоже пойдет в продажу.
«СП»: Как Минсельхоз собирается решить «картофельную проблему»? Ведь без помощи государства не обойтись, судя по всему.
— Надо срочно создавать грамотную систему закупок, которая заинтересовала бы производителей, возрождать кооперацию. И самое главное — издержки производства растут, значит, надо поднимать и закупочные цены. Без этого — никуда. В общем, без поддержки государства и Минсельхоза проблема с картофелем может стать тупиковой, — считает эксперт.
Напомним, что картофель входит в перечень социально значимых продуктов. Сегодня в него внесены 24 наименования, в числе которых сливочное и подсолнечное масло, говядина, свинина, баранина — кроме бескостного мяса, мороженая неразделанная рыба, молоко, яйца, сахар, соль, черный чай, пшеничная мука. Большая часть этих продуктов начала заметно дорожать — но, похоже, тех, кто этот перечень составлял, доступность указанных продуктов для населения волнует мало.