Главная / ЭКОНОМИКА / Тайны «Байкала». Сколько денег утонуло в проекте самолёта, который так и не полетел
Доска объявлений огромный выбор товаров и услуг рядом с вами

Тайны «Байкала». Сколько денег утонуло в проекте самолёта, который так и не полетел

Тайны «Байкала». Сколько денег утонуло в проекте самолёта, который так и не полетел

Минпромторг России объявил конкурс на проведение ОКР для доработки и оснащения самолёта «Байкал» (ЛМС-901) силовой установкой с двигателем и воздушным винтом. Начальная цена контракта составляет 10 364 900 050 рублей.

Самолет «Байкал» не менее загадочен и хранит тайн не меньше, чем одноимённое озеро с его глубинами. Существуют легенды, что на дне Байкала хранятся клады. С проектом «Байкал» тоже, согласно народной молве, поработали кладоискатели.

Первое финансирование на создание самолёта было выделено по контракту от 10 октября 2019 года. И в 2022 году были изготовлены два опытных образца самолёта.

В том же 2022-м году правительство приняло Комплексную программу развития авиатранспортной отрасли РФ на 2022−2030 годы, согласно которой к концу десятилетия на авиалиниях должны трудиться 154 единицы ЛМС-901. Финансирование получило второе дыхание.

В 2024 году уже делили шкуру не убитого медведя. Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) сообщила, что в 2025 году самолёт будет стоить 455 млн рублей. Это, кстати, вызвало возмущение, потому что в проектное задание закладывалась цена для потребителя в 120 млн рублей.

Тем не менее, на Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2024) Владимир Путин поручил как можно быстрее довести самолёт до авиакомпаний.

— Нам надо строить собственные самолёты, надёжные, качественные и в нужных нам объёмах. В этой связи прошу ускорить разработку пассажирской версии лёгкого многоцелевого самолёта «Байкал». Нужно запустить его серийное производство уже в ближайшее время, — сказал президент на пленарном заседании ВЭФ 5 сентября 2024 года.

И вот — новый конкурс с окончанием работ 17 декабря 2027. И новые 10,36 миллиарда.

А куда делись старые исполнители, которые разрабатывали двигатель и лопасти до сих пор? На этот вопрос «Свободной Прессы» ответил член Общественного совета Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

«СП»: Олег Михайлович, над этим двигателем кто-то работал на протяжении 6 лет, и вот теперь объявляется новый конкурс — на доработку. Что бы это значило?

— Первоначально с отечественным двигателем для «Байкала» никто не спешил. Исходили из того, что на самолёт поставят американский двигатель (TPE331−12UAN — «СП»), а параллельно постепенно будет разрабатываться наш (ВК-800СМ — «СП»).

После введения санкций, когда стало ясно, что западный мотор мы не получим, было предложено усовершенствовать один из своих уже существующих двигателей.

Для этого были выделены средства, президенту доложили, что скоро всё будет. Начнёт летать на рейсах лучший в мире самолёт. Но либо поторопились, либо просто голову морочили.

Президент им всем верит, и даже пока никого не наказал.

В итоге из доработки старья ничего не вышло, и теперь принято решение всё-таки доделывать ВК-800СМ. Только напрасно время потеряли и деньги выбросили.

«СП»: Ну хоть на этот раз, хоть к концу 2027 года самолёт запустят в серию?

— Лично у меня уверенности нет. Сейчас пройдёт конкурс, какое-то предприятие возьмёт на доработку новый для себя двигатель.

Практически работа начнётся с нуля. А отработка технологии производства нового двигателя — это 10 лет или больше.

Под его производство нужно построить цеха с технологическими линиями. Ну хорошо, у ВК-800СМ какой-то фундамент уже есть, но за 2,5 года…

Поэтому «Байкал» подвисает под вопросом, и все бравурные доклады президенту о том, что всё готово на 99% – чепуха. Всё уходит вправо по срокам на неизвестное время.

Самое печальное, что аналогичная ситуация — по всем типам новых самолётов.

«СП»: Может быть, нам попросить о помощи китайских товарищей, у которых строительство двигателей развито получше?

— Почему бы и нет. Но я не знаю, предусматривает ли этот конкурс участие иностранцев. Китайцы молодцы в том, что они не просто покупают самолёты, как это мы делаем. Они покупают самолёт вместе с технологией.

Они купили у нас Ан-2 и Ан-24, и сами стали изготавливать запчасти, в том числе и двигатели, а теперь уже сами производят самолёт целиком под своим названием. И для себя, и на экспорт. И за этими самолётами стоит очередь.

Но двигателя для «Байкала» и у китайцев тоже нет.

«СП»: У нас за самолётостроение отвечает заместитель министра. Административный ресурс замминистра ограничен. А у Мантурова и министра промышленности Алиханова есть ресурс, но руки до всего не доходят. Там и кастрюли, и подводные лодки. Может быть, следует выделить авиастроение в отдельное министерство с положенными ему властными рычагами?

— Это хороший вопрос! Я его ставлю 30 лет. Сначала министерство гражданской авиации размазали по железнодорожным путям (предали в МПС, Минтранс — «СП»), потом министерство авиационной промышленности размазали по всем, всем, всем…

И мы пришли к тому, что за авиацию не осталось персонально ответственных. И к сегодняшнему удручающему результату.

Исчезли два органа, которые имели функции, компетенции и авторитет. Сейчас ни один замминистра такого авторитета не имеет, и компетенций тоже.

Авиастроение — это самое продвинутое производство. Если в стране продвигается самолётостроение, то продвигаются и все остальные виды промышленности. Каждое рабочее место в авиапроме влечёт за собой создание шести рабочих мест в других сферах, смежных отраслях.

Конечно, нужен орган, который напрямую подчинялся бы правительству, а не терялся в структуре Минпромторга среди кастрюль, скакалок и другого ширпотреба.

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

azzh-CNzh-TWru

Свяжитесь с нами

Leave your phone number. We will call you back soon!
Your name
Your phone number
I accept GDPR rules
Callback request sent! We will contact you soon.
Error sending callback request! Please try again!
Write a email to us!
Your name
Your email
Your message
I accept GDPR rules
Email sent! We will contact you soon.
Error sending email! Please try again!