Уходящий год продолжает сыпать новостями о криптовалюте: сначала летом президент РФ подписал закон, разрешающий майнить биткоины. Потом осенью вступили в силу изменения в законодательстве. И вот зимой правительство России утвердило перечень регионов и территорий, где добыча «цифровой халявы» будет запрещена до 2031 года, в то время как везде разрешена. Запрещена на Северном Кавказе и Новороссии, не принятых в «майнинг-пул».
Некоторые территории Дальнего Востока приняли туда с оговорками — качать крипту там запрещено во время пиков энергопотребления. По графику. Перечень регионов и территорий может корректироваться комиссией по вопросам развития электроэнергетики. Без электричества не помайнишь. Ограничения должны учесть требования промышленности, которая у нас на первом месте, как реальный сектор экономики.
Говоря попросту, жители и бизнес Центральной России пока оплачивают часть расходов определенных регионов, возникающих из-за их низких тарифов на электроэнергию.
Деликатно же выражаясь, происходит «межрегиональное перекрестное субсидирование», когда низкая стоимость электроэнергии у одних, компенсируется производителями и потребителями в других.
Сроки ограничений на майнинг криптовалюты увязаны с переходным периодом по ликвидации льгот. После либерализации рынка эти ограничения вполне могут быть сняты.
Экономист Василий Колташов предложил для объяснения нынешнего интереса к биткоину вернутся к недавнему саммиту БРИКС расширенного состава, прошедшему в Казани:
— Там было предложено ввести расчетную единицу БРИКС, что могло бы облегчить все финансовые коммуникации в обход западных структур, банков, офшоров и без опасения санкций. Но наши реальные партнеры — не только дружественные, но и нейтральные — эту тему не подхватили.
Их устраивает нынешнее положение. Если бы взаиморасчеты для России облегчились, то им продавали бы наши энергоресурсы уже не с такой скидкой, как сейчас. Пока же расчеты во внешней торговле не прямые, используются агентские схемы через множество фирм и офшоров. Естественно с комиссионными.
«СП»: При этом ограничение десяти регионам страны из почти сотни связывают с местным дефицитом электроэнергии, со льготами на оплату электроэнергии в некоторых регионах.
— В целом у нас колоссальный избыток энергии. Ведь что такое сокращение добычи в рамках ОПЕК, если не свидетельство этого избытка! А если рассчитываться криптовалютами, тогда нужно больше ее эмитировать.
Следовательно, нужно было переводить майнинг из разряда подпольной, полулегальной деятельности, в разряд законной и регулируемой. Создавать денежные единицы для использования в международной торговле…
И тут выясняется главная проблема мировой экономики — создать частные деньги и добиться их успеха — гораздо более результативные способ, нежели попытки создать новую расчетную, а тем более резервную валюту.
Биткоин — это ведь именно частные деньги, а не валюта какого-то центробанка. Вот если бы появилась валюта БРИКС, она перевернула бы мировую экономику, совершив антидолларовую революцию.
«СП»: Выходит мы, потерпев неудачу в создании хотя бы расчетной валюты БРИКС, вынуждены были заняться криптой?
— Россия может стать главным ее эмитентом. У нас много гидроэлектростанций, избыток нефти, газа, угля — все это дает возможность крупной организации дела, просто в промышленных масштабах. Не майнинговые фермы, а бескрайние плантации, фабрики — все это может дать в наше распоряжение много крипты.
«СП»: А как там наш цифровой рубль?
— А никак. Его начали конструировать по какому-то архаичному проекту, предполагающему, что все будут рассчитываться через специальную систему ЦБ, а расчеты между третьими сторонами без его контроля невозможны.
«СП»: Эксперты уже давно задаются вопросами: чем цифровой рубль отличается от электронного?
— Ясно одно — для того, чтобы обходить санкции, рассчитываясь незаметно там, где нужно, они вряд ли подходят. Тем более, что наши партнеры попросту не зайдут в такую систему. Ведь это подведет их самих под санкции — рубанут в какой-нибудь Голландии, зацепившись за некую фирму, с которой нужно как-то рассчитаться.
России можно было бы создать не малопонятный цифровой рубль, а цифровой токен, который используется как биткоин. Это единица учёта, не являющаяся криптовалютой, а предназначенная для представления цифрового баланса в некотором активе, с привязкой к золотому запасу и эмиссией. А золотой запас у нас растет в процессе выкупа золота у добывающих компаний.
Такая валюта, вполне возможно, взлетела бы выше номинала. Хотя, против нее тоже могли бы ввести репрессии. Но сейчас все равно приходится работать с теми криптовалютами, которые уже прорвали плотину, их поздно репрессировать.
«СП»: Но есть сомнение. Поможет ли реальной экономике майнинг биткоинов? Вот, например, в Абхазии все бросились их добывать — вместо того, чтобы выращивать мандарины.
— Это потому, что они получали бесплатно электричество из России. Если бы наши граждане не платили за электроэнергию, они бы тоже этим занялись.
Дешевое электричество — это форма субсидирования экономики. Но скоро поставки электричества станут другими. По-прежнему не останется. Вечно процветать на дармовом майнинге не получится.
«СП»: И налоги планируется собирать с майнинга…
— Налоги тоже. Ведь предполагается полная легализация данной деятельности. Будут преследования тех, кто занимается этим нелегально. Они должны выходить из тени. Раньше действовал принцип «что не запрещено, то разрешено» — мало ли отчего гудит ваш компьютер, то ли вы играете в игры, то ли майните биткоины. Ну, гудит и гудит, какая разница. А теперь разница есть.
«СП»: Многим счастливым обладателям личного ПК хотелось бы стать миллионерами. Но, вот беда, одного компа не хватит, нужно увеличивать и увеличивать их число! Не похоже ли все это на финансовую пирамиду, которая однажды рухнет?
— Если говорить о биткоине, то он рушился неоднократно. Но потом воскресал. На этих «горках» одни деньги зарабатывали, другие теряли. Третьи, самые спокойные, в результате приобрели, потому что он опять вырос. Это все происходит из-за огромных неполадок в американской финансовой системе. Доллар обесценивается и в золоте, и в криптовалютах.
«СП»: Значит, доверие к доллару падает, криптовалюта дорожает?
— У многих есть потребность выйти из-под контроля американцев, показавших себя очень и очень недружелюбными.
Безналичный доллар уже не является обязательством Федеральной резервной системы (ФРС), а является… вашим обязательством перед ФРС. Та может в любое время потребовать от вас все, что захочет.
Может запретить пользоваться безналичными деньгами. Может какие-нибудь серии наличных долларов объявить незаконными, не подлежащими приему — наши граждане сталкиваются с проблемой под названием «наличные баксы, купленные в России».
Все это чудовищно безответственное, а самое главное фундаментально неверное поведение с точки зрения старого правила: банкноты — это обязательство того, кто их выпустил, а не того, кто ими пользуется. Доллары — это потенциальные фантики.
Плюс пузырь на американском фондовом рынке достиг таких масштабов, что вера в его бесконечный рост многих покинула. Поэтому и идет отток капиталов в криптовалюту, чтобы защитится от негативных событий, подстраховаться.